Упростить и сократить процедуру технологического присоединения (ТП) к электрическим сетям, доведя его срок до 90 дней, – с такой инициативой выступила компания ОАО «МОЭСК». На состоявшемся вчера брифинге, на котором присутствовал обозреватель журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение», заместитель генерального директора по ТП и развитию услуг ОАО «МОЭСК» Александр Пятигор, руководитель аппарата Штаба по защите бизнеса руководитель аппарата Штаба по защите бизнеса правительства Москвы Кристина Серпокрыленко Правительства Москвы Кристина Серпокрыленко и начальник управления регламентации ТП департамента перспективного развития сети и технологического присоединения ОАО «Россети» Александр Корнеев рассказали о том, что происходит с доступом к распределительным сетям в Московском регионе, с какими трудностями сталкиваются энергетики и потребители, как и за счёт чего решаются самые наболевшие вопросы техприсоединения.

Долгое время для потребителей проблема доступа к сетям была настоящим испытанием. Человек не знал, к кому обратиться, где получить исчерпывающую информацию, сколько времени и денег потребуется на ТП и т.д.

Особую остроту проблема техприсоединения новых потребителей приобрела в 2012 году. Как отметил А. Пятигор, весь процесс занимал 19 этапов и был направлен не на результат, а на документооборот. Клиент, по сути, выполнял роль курьера, курсируя по инстанциям ОАО «МОЭСК». Чрезмерное количество этапов и визитов заявителя приводило к несоблюдению сроков ТП и удорожанию самой процедуры техприсоединения.

Проанализировав ситуацию, московские энергетики разработали и запустили проект «5 шагов за три визита», который в 2013 г. получил широкое распространение на территории столичного региона. В рамках проекта были проработаны регламенты взаимодействия ОАО «МОЭСК» с ОАО «Мосэнергосбыт», утверждены стандарты обслуживания потребительских услуг, началось внедрение геоинформационной системы ОАО «МОЭСК», внедрён «короткий» маршрут прохождения заявки в АИС ТП, существенно сокращено количество этапов техприсоединения.

Большое внимание специалисты ОАО «МОЭСК» уделили развитию интерактивных сервисов. В частности, на портале ТП размещена интерактивная карта питающих центров «МОЭСК» с указанием резервов мощности, внедрён сервис «присоединись» по-крупному, где можно выбрать районы с резервом мощности 50 МВт. Внедрён также сервис, позволяющий получить информацию о желающих перераспределить свою мощность. Для заявителей тоже есть новшество: заявку на ТП теперь можно подать через интернет. А о прохождении заявки можно узнать как на сервисе «Узнать статус заявки», так и по электронной почте, либо по sms. Важно отметить, что на портале также открыт сервис «калькулятор заявки», благодаря которому клиент может просчитать стоимость техприсоединения ещё до подачи заявления на ТП.

Благодаря проведённым мероприятиям, срок ТП в 2013 г. сократился с 281 до 162 дней, а стоимость процедуры ТП снизилась в пять раз.
ОАО «МОЭСК» продолжает совершенствовать программу доступности энергоснабжения. Так, в 2014 г. началась реализация пилотного проекта «3 шага за 2 визита». Обновленные стандарты ТП позволяют москвичам присоединиться к электросетевой инфраструктуре Москвы всего за 90 дней, совершив только два визита в клиентский офис. Услугой «3 шага за 2 визита» могут воспользоваться физические и юридические лица, которым требуется один источник энергоснабжения и мощность не более 150 кВт. Для экономии времени клиентов очное взаимодействие энергетиков и заявителей осуществляется на портале ТП через «Личный кабинет». Здесь пользователь может одновременно подать заявки и на заключение договора ТП, и на договор об энергоснабжении. В течение 10 дней  ОАО «МОЭСК» сообщает заявителю о готовности  проекта договора ТП, с которым можно ознакомиться через Личный кабинет, либо получить по почте, или в клиентском офисе компании.

Отвечая на вопрос журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение», А. Пятигор подчеркнул, что на реализацию программ по повышению доступа к электросетям не потребовалось капитальных вложений – задачи решаются только за счёт организационных и структурных преобразований.
– Благодаря проведённой ОАО «МОЭСК» работе, у нас радикально сократилось количество жалоб от бизнеса по поводу доступа к электросетевой инфраструктуре, – подчеркнула К. Серпокрыленко.

А представитель ОАО «Россети» А. Корнеев, отметив, что благодаря «МОЭСК», Россия в рейтинге ТП «DOING BUSINESS» взлетела со 184 места в 2012 г. на 117 в 2013 г., рассказал о том, как решается вопрос технологического присоединения в других регионах России. Он подчеркнул, что создание общероссийской интерактивной карты ТП поможет предпринимателям грамотно определить точки размещения бизнеса, что в конечном счёте, благоприятно отразится на отечественной экономике. Кроме того, в ряде регионов (Свердловская, Пермская, Челябинская области) приняты законы о строительстве электросети 0,4–20 кВ без получения разрешений на строительство, что существенно улучшает ситуацию в области техприсоединения.

В целом, энергетики страны активно решают задачу повышения доступности электросетевой инфраструктуры и рассчитывают в ближайшие годы войти в первую двадцатку в мировом рейтинге ТП.