Интервью

Ваш кейс, товарищ инженер!

31.05.2016
Просмотров: 1404

Интервью с Артемом Королевым, директором благотворительного фонда «Надежная смена».

31 мая, во второй, заключительный день финала международного инженерного, единственного в России кейс-чемпионата «Case-in», Евгения Усатова, исполнительный директор медиахолдинга «РусКабель», побеседовала с Артемом Королевым директором фонда «Надежная смена», одним из организаторов мероприятия. От идеи до реализации: о том, какая работа идет в фонде в направлении профориентирования молодежи, что такое «Case-in», какое будущее ждет будущих специалистов – об этом и многом другом очень подробно, доступно и интересно рассказывает наш собеседник.

 

- Фонд «Надежная смена» был создан 8 лет назад для оказания помощи в подготовке будущих специалистов электроэнергетической отрасли. Со временем профиль деятельности фонда расширился. Так последние два года мы ориентируемся не только на школьников, но и на студентов, молодых специалистов не только в области энергетики, а и во всем топливно-энергетическом минерально-сырьевом комплексе. Ключевые задачи фонда: профориентация, популяризация инженерных специальностей и развитие самой молодежи. Посредством подобных практикоориентированных мероприятий, как «Case-in», участники получают дополнительные практические знания к базовому академическому образованию, причем из первых рук, компании сами дают материалы для разработки кейсов. Также мы даем возможность получить «soft-skills», навыки, которые нужны в крупных вертикально интегрированных холдингах, в компаниях с гос и международным участием. Сегодня защита любого инвестиционного проекта в крупной компании – это, по сути, решение кейса.

Сегодня фонд плотно сотрудничает с федеральными органами исполнительной власти, в частности с Минэнерго, Министерством природных ресурсов, Минпромторгом Министерством образования и науки, Минтрудом России, Росмолодежью совместно с ними решаем задачу развития человеческого капитала в этих отраслях.

Со временем мы пришли к некому проекту, который мог бы объединить запросы компании, студентов, вузов, общественных и научных организаций, наших федеральных органов исполнительной власти. Появился чемпионат «Case-in», который идет уже четвертый год, каждый год мы добавляем всё больше направлений. В этом году это пять ключевых отраслей энергетики –, электроэнергетика, горное дело и геологоразведка добавился нефтегаз и металл . Мы считаем, что охватили весь комплекс, пригласили почти все вузы, где есть очное обучение по данным специальностям, еще немногие осталось, думаю, и они к нам присоединятся. И по сути, проект может уже сегодня конкурировать даже с мировым «World skills».

У нас разная аудитория, тут студенты, будущие ИТР-цы, те люди, которые будут руководить, которым эти навыки необходимы. И такое вовлечение в профессию на ранней стадии позволяет молодым по-другому взглянуть на отрасль, в которую они идут, и на работу, которую они будут делать.

Можем сказать, что уже четвертый год подряд все ребята, кто решает кейсы, используют свои наработки в рамках Чемпионатов для подготовки диплом. Проделав один раз такую работу, они имеют возможность защититься по конкретной отраслевой проблематике, по конкретной компании, конкретному месторождению..

- Артем, расскажите, в чем особенности и отличия чемпионата 2016 года?

В целом в этом году совершенно новый уровень. В прошлом году, когда нас включили в план правительства РФ по популяризации инженерных специальностей, это придало ещё большей огласки проекту. В этом году 5 направлений, 3200 студентов на отборочных этапах, 300 самых лучших в финале. Участие приняли 39 вузов России, Казахстана и Монголии. Всего прошло 80 региональных отборочных этапов, по сути, мы провели 80 конференций за 3,5 месяца. Масштабы серьезные для нас, как организаторов, и в целом для всей отрасли.

Когда мы начинали только с горного дела, вы знаете, что всё, что касается угольной промышленности в СМИ, обычно это аварии, смерти на производстве. Очень мало позитивных сообщений, которые дали бы понять родителям этих детей, что можно идти работать горняком, и в шахту можно спускаться. А когда идет такой негативный срез, люди стараются из регионов куда-то отправить детей на юриста, на финансиста, на кого угодно, лишь бы не на опасную специальность.

- А в чем, по Вашему мнению, состоит основная задача средств массовой информации в данном вопросе?

Нашими проектами мы пытаемся привлечь больше внимания в профессии, показать их значимость и важность. И, безусловно, работа с отраслевыми издательствами для нас очень важна. Через СМИ мы хотим рассказать отраслевому сообществу о том, что это происходит, показывать позитивные стороны, восстановить бренд отрасли – престиж профессии инженера. Интересные совместные проекты поддерживающие работу, которую мы ведем, особенно в части того, что мы – благотворительная организация и в целом радеем за социальные аспекты. Мы очень настроены на то, чтобы отраслевая пресса вместе с нами прошла этот путь.

Конечно, для работы такого масштаба нужна мощная поддержка власти страны и регионов. Провести 80 мероприятий за 2,5 месяца непростая задача. Расскажите пожалуйста побольше об организации всех этапов, о работе вашей команды. Лично Вы ездили по всем 32 городам?

- В команде около 20 человек, есть постоянные ребята, есть те, кто приходит только на конкретный проект. Модераторы (те кто проводят отборочные этапы в Вузах – прим редактора), в основном, – это опытные ребята, не первый год проводят мероприятия. Первые два года почти везде пролетал всё сам. Сейчас выбираю вузы, где самая наивысшая форма подготовки, где принимают участие руководство университетов, отраслевых компаний, региональных министерств. Где только вузы вливаются и ещё учатся это делать, там работают мои коллеги. Но, в целом, по региональному срезу, за эти 4 года уровень очень вырос, я это вижу.

Как шла работы с вузами? Было не просто?

- По началу преподаватели, руководство университетов было настроено очень скептически… Слово «кейс» вызывало отторжение. А сегодня, вот, пример, Тюменский индустриальный университет в этом году впервые приняли участие. Руководство на 10 дней отборочного этапа освободило всех участников от занятий, позволив ребятам занимались только решением кейса, к каждому был прикреплен научный руководитель из числа преподавателей. Провели с ними несколько тренингов по выступлениям, публичной речи. Когда я приехал, уровень меня поразил.

А сами ребята насколько активно реагировали на приглашение принять участие в чемпионате. Учащийся должен понимать, какова будет конечная цель. Как вы её объясняли?

- Если брать первые годы, в 2013 году мы набирали команды в вузах почти вручную. В каждом вузе были наши представители, которые ходили, агитировали внутри студенческого сообщества. Было очень мало команд, много скепсиса от преподавателей, руководства университетов. Проходило всё достаточно кулуарно по сравнению с тем, как проходит сейчас, когда на отдельные этапы приезжает губернатор, министры. Совершенно другой уровень освещения в прессе ­– в этом году вышло 40 отраслевых сюжетов.

Поддержка местных властей очень помогает. Могу сравнить цифры за первые три года: у нас было 3000 человек всего, за этот год – 3200. Информация уже внутри университетов распространяется с высокой скоростью. Ребята видят, что есть такой проект, где проявить себя, получить шанс выстроить свою карьеру в будущем. На региональном уровне приходят местные компании, смотрят, берут студентов себе на заметку. В Москве приходит уже руководство этих компаний, совершенно по-другому на участника смотрит и опять дает возможность. Вот сейчас идет интервью-сессия полностью в свободном формате.

Это практически собеседование с будущим работодателем?

- Почти. Ребята заранее записались на встречу с компаниями, которые им интересны. Сейчас у них есть возможность лично пообщаться с HR специалистами, проявить себя, узнать, что необходимо для приема, стажировки, задать вопросы по условиям труда, много чего. Где еще они могут это сделать?

По опыту прошлых лет, примерно 80% по итогам финала получают конкретные предложения на практику, стажировку или трудоустройство. Очень много ребят отраслевые компании приглашают на целевые формы обучения. То есть компания смотрит, что человек интересный, перспективный, предлагает ему индивидуальную стипендию или перейти на следующий год в целевую группу именно этой компании. Работодатели используют «Case in», потому что мы за них уже провели отбор самых-самых перспективных. И компании реально это видят. В прошлом году на интервью-сессии было 5 компаний, сегодня 9. Интерес безусловно растет. Причем одновременно пообщаться можно сразу с несколькими компаниями.

Мы даем молодым возможность вырасти как профессионалу, компетентному специалисту, и в дополнение к этому дарим подарки, путевки на участие в различных молодежных форумах. Мы дарим поездки на свои молодежные слеты. Очень много ребят, которые уже не первый год, постоянно участвуют в наших чемпионатах. Много знакомых лиц, половина, кто уже пробовал себя, кто участвовал. Это уже некое закрытое сообщество.

- На начальном этапе Вы верили в успех проекта?

Мы сами первые годы понимали, что дело нужное, но не могли представить того, с какой серьезностью команды будут относится к чемпионату. Они не просто приехали в Москву приятно провести время. Все приехали сюда бороться до конца. Вчера защита финальных кейсов в лиге по электроэнергетике длилось более 6 часов. И все это время присутствовали эксперты, команды, представители вузов. Вот такое желание бороться за победу и доказывать, что они самые лучшие.

- У кого родилась идея создания такого чемпионата и как вы попали в этот проект?

- Изначально я работал долгое время в Минэнерго РФ. В 2011 году мы готовили долгосрочную программу развития угольной отрасли. Один из подразделов был посвящен кадрам. Мы начали анализировать ситуацию и поняли, что ситуация критичная. Людей, которые бы хотели идти в профессию, просто нет. Процент работающих по специальности после окончания вуза – 20%. Молодежь из регионов, окончивших вузы крупных городов по профильным специальностям, оставались в них работать на любой должности, лишь бы не возвращаться к себе в регион. Решать сложившуюся проблему необходимо было комплексно. В молодежной среде необходимо было создать стимулирующие условия, создавать активность. Рассмотрев несколько вариантов остановились на методе существующих бизнес-кейсов, которые адаптировали под инженерные специальности. В 2012 году провели несколько пробных мероприятий в рамках одного вуза, к 2013 году подготовили небольшой чемпионат, состоящий из 11 этапов. Вот так все начиналось.

- А как построена работа с вузами сегодня?

Как раз сейчас проходит круглый стол, на котором присутствуют все представители вузов и обсуждают организационные вопросы отборочных туров, обмениваются опытом и делятся своими предложениями по улучшению процесса. Причем общаются уже и сами бывшие участники соревнований аспиранты, молодые преподаватели. Такого рода обратная связь – самый эффективный способ оптимизировать работу. Инициатива идет уже от самих высших учебных заведений.

Как правило, в вузе назначается один ответственный и несколько более опытных преподавателей, которые как методисты помогают решать кейсы, готовится. Сами преподаватели говорят, что во время решения кейсов ребята подходят к нам чаще, чем во время подготовки к дипломным работам. А это наглядно показывает высокий интерес самих учащихся. Поэтому я считаю выбранный формат очень удачным. Это не индивидуальная защита проекта – это командная работа. Причем это одновременно и срез знаний.

К примеру, сегодня приехали 24 команды по электроэнергетике. Победила команда на отборочном этапе – значит они лучшие. Приехали сюда и не победили – значит надо еще поработать, подтянутся. Наши эксперты – это непредвзятые люди, практики, сами глубоко разбираются в вопросе, кто собственно помогал методически разрабатывать кейс.

Сегодня агитация в вузах идет уже от бывших участников чемпионата, преподавателей, аспирантов.

- Давайте поподробнее остановимся на самом задании, кейсе, к примеру по электроэнергетике. Что он из себя представляет?

С отраслевой компанией мы готовим паспорт-проект. В нем перечислены задачи, теоретическая часть, экономическая, технологическая. Согласованный материал мы получаем от компании. Чаще всего выглядит кейс как презентация примерно из 35 страниц. Она содержит фотографии, схемы, начальная информация. К примеру вот кейс отборочного этапа – электроснабжение пос. Батакан, действительно существующий небольшой поселок. По заданию, «легенде», в поселке начинается строительство фабрики глубокой переработки древесины на 50 рабочих мест с проектной мощностью нагрузки 750 кВт и вводом ее в работу к сентябрю 2017.. Ребята должны были просчитать весь процесс ее обеспечения. Хватает ли мощности, как снабжать уже существующие объекты. Провести экономический просчет и так далее. Практически все исходные данные были реальными. Интересен вот какой момент, некоторые участники подошли к решению креативно – нашли группу этого поселка в социально сети, разместили туда кейс, провели опрос среди местных жителей. Это уже не сухая теория, а самая что ни на есть практика.

- Действительно, очень увлекательный процесс! Артем, а расскажите как Вы работаете со школьниками?

На этапе школы у нас созданы профориентационные так называемые энергогруппы на параллелях 10-11 классов, в 7 городах России. Группы по 30 человек. Мы разрабатываем под них специальную программу, куда входит методический комплекс по профориентации в энергетику, экскурсии, встречи с энергетиками и различные летние программы. Все занятия проходят на базе вуза, который есть в этом регионе с участием преподавателей из вузов и наша задача в том, чтобы эти дети после прохождения энергоклассов поступали в свой региональный вуз. Преференций при поступлении мы не даем, мы даем профориентацию. По нашей статистике половина точно идет в энергетику. В год в группах обучается примерно 300 человек и со временем попадают сюда, на «Case- in» и другие наши мероприятия.

- Артем Сергеевич, я благодарю Вас за эту увлекательную и очень полезную беседу! Значительная часть нашей аудитории – молодые специалисты, студенты, которым, я уверена будет интересно узнать больше о работе фонда. А взрослому поколению, родителям поможет в выборе будущей профессии со своими детьми. Успеха и удачи. Мы, со своей стороны готовы оказывать максимальную поддержку.

 

 

беседовала Евгения Усатова, портал RusCable.Ru