Саратовский городской электротранспорт передают в концессию правительству региона

1252
19.08.2022, 17:30

Муниципальное предприятие «Саратовгор­электротранс» будет передано в концессию на 25 лет компании, принадлежащей правительству Саратовской области. Об этом сообщили в администрации Саратова по итогам заседания комиссии по отбору объектов концессионных соглашений, состоявшегося на этой неделе. Предполагается, что городской электротранспорт передадут ООО «СГЭТ», учредителем которого является министерство транспорта и дорожного хозяйства региона. Эксперты считают, что транспорт передается региону, так как проект строительства в городе скоростного трамвая подразумевает федеральное финансирование, которое должно проходить через бюджет области.

МУПП «Саратовгор­электротранс» (СГЭТ) будет передано в концессию на 25 лет зарегистрированному в апреле этого года ООО «СГЭТ», единственный учредитель которого — министерство транспорта и дорожного хозяйства региона. Как сообщили в администрации Саратова, вопрос обсуждался на состоявшемся на этой неделе заседании комиссии по отбору объектов концессионных ­соглашений.

По данным мэрии, рассматривается вариант инициативной концессии, то есть механизм, введенный с 2015 года, который предусматривает заключение концессионного соглашения в бесконкурсном ­порядке.

По данным администрации, инициативная концессия, предложенная ООО «СГЭТ», предусматривает реконструкцию трамвайной инфраструктуры, а также частичное создание объектов (маршруты № 3, 6, 8, 9). «Проект является реализацией идеи „скоростного трамвая“ на территории города Саратова»,— пояснили в администрации.

По итогам реализации проекта скоростного трамвая предполагается увеличение скорости движения трамваев как минимум в два раза, повышение качества и безопасности перевозок пассажиров и багажа, увеличение пассажиропотока на электрическом транспорте. Инвестиции в проект составят более 17 млрд руб. Срок концессионного соглашения — 25 лет, включающие в себя четырехлетний этап реконструкции, который продлится с 2023 по 2026 год.

О том, что осенью этого года в Саратове должна начаться реализация проекта скоростного трамвая, месяц назад сообщало правительство региона. Финансирование будет осуществляться через корпорацию развития «ВЭБ.РФ». Согласно планам правительства региона, будет реконструировано 67 км трамвайных путей во всех основных районах Саратова. Также сообщалось о том, что будет построена новая развязка в районе остановки «Стрелка» (Кировский район Саратова).

В обладминистрации говорят, что сейчас идет разработка проектной документации для реализации проекта, одновременно с этим министерство транспорта и дорожного хозяйства области прорабатывает новую транспортную модель Саратова, так как во время реконструкции трамвайных линий движение по ним будет при­остановлено.

Программа модернизации электротранспорта в России, в рамках которой будет проводиться проект скоростного трамвая в Саратове, рассчитана на пять лет. В ней участвуют 11 городов. В декабре прошлого года Министерство финансов РФ сообщало, что общий размер господдержки реконструкции электротранспорта из фонда национального благосостояния составит 120 млрд руб., средства будут размещены на депозитах ВЭБ.

Строительство скоростной трамвайной линии было предусмотрено Генеральным планом Саратова от 2008 года, впервые этот вид сообщения был упомянут в городских газетах в 1960х годах. Скорость трамвайных маршрутов предполагается увеличить с 13–14 км/ч до 30 км/ч, а также сократить количество остановок. Планируется полностью заменить рельсовое полотно.

В июне этого года Саратовская областная дума приняла закон, позволяющий подписание трехсторонних концессионных соглашений о передаче транспортной инфраструктуры между муниципалитетом, регионом и концессионером. Тогда заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства региона Иван Козаченко говорил, что пока у области нет претендентов на концессию муниципального предприятия.

В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области не стали объяснять смысл передачи муниципального предприятия в концессию организации, принадлежащей регио­нальному правительству. Иван Козаченко рекомендовал «Ъ» дождаться официальной публикации концессионных документов. «Возможно, тогда у вас вопросов не возникнет»,— сказал он.

В декабре прошлого года Саратовская областная дума приняла закон, согласно которому к концу 2022 года электротранспортные предприятия Энгельса и Саратова должны были объединить, а затем передать на областной уровень. Таким образом область должна была взять на себя полномочия в сфере общественного транспорта, переданного в концессию. В частности, речь шла о том, что это необходимо для реконструкции трамвайной сети Саратова, который предусматривает строительство транспортной развязки на «Стрелке».

В июле этого года областная дума, по инициативе врио губернатора Романа Бусаргина, перенесла начало исполнения закона на год. Изменения объяснялись тем, что для реализации проекта необходима «детальная проработка участия Саратовской области в федеральном проекте комплексного развития городского общественного электрического пассажирского транспорта в части модернизации транспортной инфраструктуры».

Депутат городской думы Виктор Марков (беспартийный) полагает, что смысл передачи электротранспорта в концессию компании, принадлежащей правительству, в том, что на федеральном уровне региональные власти считаются более компетентными, чем муниципальные, и поэтому крупные проекты необходимо проводить через них. Отказ переводить электротранспорт на баланс региона, а вместо этого отдавать его в концессию принадлежащему министерству транспорта ООО, по мнению депутата, связан с тем, что концессионное соглашение касается только нескольких трамвайных маршрутов, в не всей сети электротранспорта, включая троллейбусы. «В целом же я логики не ищу, местные власти просто делают то, что им говорят на федеральном уровне»,— считает господин Марков.

Сергей Петунин

Фото: Петунин Сергей