Переход отраслей экономики на использование водорода как альтернативы ископаемому топливу является сложной инновационной задачей

963
12.08.2021, 13:12

Причем она требует революционного подхода в сфере материаловедения, технической и общей безопасности и организации производств, считает Президент Ассоциации инновационных предприятий в энергетике «ЭнергоИнновация» Михаил Смирнов. Напомним, в России утверждена концепция развития водородной энергетики.

«Такой подход затрагивает все этапы использования водорода как источника энергии: добычи, транспортировки и хранения, регазификации и собственно сжигания его в турбинах, двигателях и топливных элементах. Наиболее перспективным и целесообразным является производство электроэнергии. Многое европейские и американские компании далеко продвинулись в водородной энергетике, их опыт безусловно полезен для адаптации и применения в нарождающейся водородной промышленности РФ», — прокомментировал Михаил Смирнов.

Реализация концепции предполагается в три этапа, говорится в сообщении пресс-службы кабмина.

«Первый рассчитан на ближайшие три с половиной года. Он предполагает создание профильных кластеров и реализацию пилотных проектов по производству и экспорту водорода, а также применение водородных энергоносителей на внутреннем рынке», — заявил премьер Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами 9 августа 2021 года, сообщает www.eprussia.ru.

Следующие этапы (до 2035 и 2050 годов) нацелены на открытие крупных производств, ориентированных на экспорт, а также на серийное применение водородных технологий в разных сферах — от нефтехимии до жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

Михаил Мишустин отметил, что развитие энергетики такого типа позволит уменьшить риски потери рынков энергоносителей и поддержит экономический рост, поспособствует созданию высокотехнологичных рабочих мест.

Добавим, участник «ЭнергоИнновации», Caterpillar потратил значительные средства на разработку двигателя внутреннего сгорания на водороде за последние 20 лет.

В результате получены следующие данные:

  • Водород (по объему): 0 – 60% смеси (двигатели работают с возможным снижением мощности).
  • Лабораторная демонстрация работы на 100% водороде.
  • Глубокое моделирование распространения пламени горения водорода в ДВС.
  • Опытная эксплуатация на серийных моделях.

В «ЭнергоИнновации» подчеркивают, тема актуальная, но она требует поддержки, как на федеральном, так и региональном уровнях.

На уровне страны нужны разработка новых нормативов и правил изготовления оборудования, строительства и эксплуатации объектов водородной энергетики (нормативно-правовое регулирование); особые требования к безопасности. Кроме того, необходимо внедрять программы господдержки водородных проектов, аналогично с ВИЭ), а также создавать подобные региональные инструменты.