Законотворчество ГОСДУМА

Комитет Государственной Думы по энергетике подвел итоги работы в седьмом созыве

17.06.2021 14:15
Просмотров: 819

Последнее в созыве заседание прошло 15 июня 2021г.

Всего за созыв Государственная Дума приняла 44 закона, ответственными за которые был Комитет по энергетике. Рекордным по количеству законов стал 2018г., когда было принято 13 законопроектов.

Важнейшим из них председатель комитета Павел Завальный назвал  Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации».

«Фактически принятие закона об интеллектуальном учете  стало началом революционных изменений в учете потребления энергетических ресурсов в стране. Эту тему Комитет продвигал в течение нескольких лет.  Ответственность за создание интеллектуальных систем учета электроэнергии, включая установку счетчиков,  возложена на ПАО «Россети» для промышленных и индивидуальных потребителей или гарантирующих поставщиков электроэнергии – для многоквартирных домов. С потребителя эта ответственность снята.  Следующий необходимый шаг – создание такой же системы интеллектуального учета газа. Соответствующая норма уже появилась в «дорожной карте газификации», и , надеюсь, уже в начале следующего созыва будут разработаны и приняты необходимые законодательные  акты.  Только так можно решить проблемы неэффективного потребления энергоресурсов в стране, повысить платежную дисциплину и восстановить социальную справедливость в том смысле, что каждый должен платить только за себя», подчеркнул Завальный.

В 2019г. принято 9 федеральный законов. Подготовленных Комитетом по энергетике. Одним из важнейших председатель комитета по энергетике Павел Завальный  назвал закон, обеспечивающий  условия для масштабной модернизации и цифровизации электросетевого комплекса. Он предусматривает переход с 1 января 2023 года к установлению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии только в форме долгосрочных цен на такие услуги со сроком действия на пять-десять лет. Появится возможность  направлять все средства, которые будут сэкономлены в электросетевом комплексе за счет повышения эффективности операционной и инвестиционной деятельности (а именно это даст долгосрочное и предсказуемое тарифообразование) направлять на модернизацию системы.

«Принятие закона позволит провести модернизацию и цифровизацию электросетевого комплекса, включая создание системы интеллектуального учета электроэнергии, за счет повышения внутренней эффективности самого сетевого комплекса, не перекладывая расходы на плечи конечного потребителя», - полагает  Павел Завальный.

Принятый в этом же году закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части развития микрогенерации» имеет большое значение для развития распределенной энергетики. Закон вводит  понятие  «объект микрогенерации», наделяет его владельца – потребителя электроэнергии - правом производить и продавать электроэнергию, а также определяет некоторые аспекты регулирования такой деятельности. Сегодня любой житель частного дома, у которого установлена например, солнечная панель, ветроустановка или комбинация традиционного источника энергии и ВИЭ, может не только обеспечивать себя электроэнергией, но выдавать в сеть, то есть продавать гарантирующему поставщику, непотребленные им самим «излишки» объемом до  15 кВт по средневзвешенной цене оптового рынка. По мнению Павла Завального, «создание нормативной базы микрогенерации полностью соответствует мировым тенденциям децентрализации, декарбонизации и некоторой персонализации электроэнергетики. Он будет способствовать развитию экологически чистых, приближенных к потребителю технологий энергообеспечения, в первую очередь, в труднодоступных, удаленных и изолированных районах, позволит предотвратить перебои с электричеством, сгладить пики потребления и сократить затраты потребителей».

В течение сложного для работы 2020 года, несмотря на все ограничения, связанные с пандемией ковида,  Государственной Думой были приняты 10 федеральных законов, подготовленных Комитетом. Один из наиболее важных – принятый весной № 137-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «Об экспорте газа», направленный на расширение ресурсной базы для экспортных проектов по производству сжиженного природного газа. Как пояснил председатель комитета по энергетике Павел Завальный, монетизация части  ресурсной базы, в том числе, арктических запасов Ямала и Гыдана, нецелесообразна другими способами, кроме производства  и экспорта СПГ.  Принятый закон позволяет расширить права на экспорт СПГ для двух категорий компаний – тех, которые уже имеют исключительное право на поставки СПГ за рубеж, и расширяет свою ресурсную базу для наращивания производства, а также для ряда компаний, входящих в группу с компаниями, имеющими лицензию на экспорт СПГ.

«Мировой рынок СПГ растет опережающими темпами, по прогнозам, он может вырасти на 200 млн.т. уже в ближайшем десятилетии. Россия обладает рядом преимуществ перед другими производителями СПГ – большими запасами газа, удобной логистикой в плане близости к европейским и азиатским рынкам сбыта.  Даже в уходящем 2020м, когда экспорт нашей нефти и трубного газа снизился из-за коронавирусных ограничений по всему миру, экспорт СПГ немного подрос. Важно укреплять наши позиции на мировом рынке СПГ, тем более, что развитие этого сектора индустрии дает значительный мультипликативный эффект для экономики страны. Поэтому закон, дающий возможность реализовать новые СПГ-проекты, важен», пояснил Завальный.

 Весной 2020г. В первом чтении был принят проект федерального закона № 815987-7 «О внесении изменения в статью 27 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации». Однако поручения Президента РФ в части ускорения темпов и  совершенствования модели газификации регионов потребовали более масштабных изменений законодательства, работа над которыми заняла год.

В течение первого полугодия 2021г. Правительством России была разработана «дорожная карта» по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Федерации с учетом технической возможности и целевых региональных топливно-энергетических балансов. В ходе Послания Президента Федеральному Собранию 21 апреля 2021 г. Президент подержал предложение «Единой России» о том, чтобы подводка газа непосредственно к границе земельного участка в населенном пункте осуществлялась без привлечения средств населения. Кроме того,  «дорожная карта» предусматривает  сокращение сроков подключения и стоимости строительства газораспределительных сетей, снижение административных барьеров, изменение подходов к проектированию и определению сметной стоимости. Изменения, которые были внесены  в законопроект ко второму чтению в июне 2021г. , направлены на реализацию  положений «дорожной карты». Также закон получил новое название - «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации».

Законопроектом предусмотрен ряд значимых нововведений. Одно из них – введение института единого оператора газификации. Им станет собственник Единой системы газоснабжения, то есть «Газпром» и его компании.  Также появляется региональный оператор газификации – самая крупная «организация, не являющаяся единым оператором газификации, осуществляющая эксплуатацию и развитие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, федеральной территории газораспределительных сетей и их объектов, оказывающая услуги, связанные с подачей газа его потребителям и их обслуживанием».  Единый оператор и региональные операторы станут центром ответственности за газификацию регионов. Именно на них ложится ответственность за «последнюю милю» - проведение газа до границы участков.

«Также внесенные законопроект поправки решают вопрос  об  источниках финансирования газификации. Прежде всего, это инвестиционная надбавка ГРО  для всех категорий потребителей, кроме населения. Важно, что теперь эти средства можно будет направлять на финансирование «последней мили», и это позволит осуществить подведение газа до границ участков без  привлечения средств граждан, выполнить поручение Президента, поддержавшего инициативу «Единой России». Кроме того, единый оператор или региональный оператор смогут привлекать средства через механизмы льготных кредитов, займов и так далее – для выполнения задачи по проведению газа по «последней миле». Услуги населению по подключению к газу должны будут оказываться по принципу одного окна, на основании комплексных договоров. Стоимость услуг по проведению газа уже в границах участков и газификации непосредственно домовладений будет нормироваться и контролироваться органами государственной власти. Все это сделает газификацию по-настоящему социальным проектом», отметил Павел Завальный.

Также, согласно поправкам, меняется статус региональных топливно-энергетических балансов – из статистических документов они превращаются в целевые, утверждаются первым должностным лицом субъекта Федерации и ложатся в основу концепции энергообеспечения региона. На их основе и будут строиться региональные программы газификации.

Принципиально речь идет о совершенствовании всей модели газификации, которое позволит реализовать «дорожную карту», утвержденную Правительством РФ, и достичь целевых показателей газификации в 82,9% в течение 10 лет, то есть практически стопроцентной технологически возможной газификации, как трубным газом, так и с использованием СПГ и СУГ. «Что немаловажно, так называемая «догазификация» - подведение газа гражданам там, где газ уже присутствует в населенных пунктах, должна быть осуществлена быстрее, в течение ближайших полутора лет. По предварительной оценке, это касается примерно двух миллионов домовладений по всей стране. Уверен, реализация этой задачи даст людям другое качество жизни», подчеркнул Завальный.

В седьмом созыве Комитет по энергетике значительно активнее вел экспертную работу, в том числе, подход к проведению расширенных заседаний, круглых столов и парламентских слушаний. В рамках этих мероприятий комитет регулярно обсуждает наиболее актуальные проблемы развития ТЭК страны, привлекая к дискуссии все заинтересованные стороны, от представителей профильных министерств до отраслевых общественных организаций.   При этом регулярной практикой стали выездные мероприятия, в ходе которых параментарии на практике знакомились с работой отраслей, над законодательным обеспечением работы которых они работают, получали информацию о существующих проблемах и требуемых решениях «из первых рук». В течение отчетного периода проведено – 66 "круглых столов" и парламентских слушаний, из них 2016г. – 3; 2017г. – 17; 2018г. – 12; 2019г. – 15; 2020г. - 13; 2021г. – 6. По итогам каждого из мероприятий Комитет подготовил подробные и предметные рекомендации в адрес Правительства РФ и  профильных органов власти всех уровней. «С удовлетворением должен отметить, что министерства стали прислушиваться к нашим рекомендациям при разработке законопроектов. Это – одно из важных достижений Комитета в седьмом созыве».

За созыв было проведено 182 заседания Комитета, в том числе расширенных – 18. Комитет подготовил «правительственные часы»  с участием Министра энергетики Российской Федерации А.В.Новака в 2017 и 2019 гг., а также  с участием Руководителя Федеральной антимонопольной службы И.Ю.Артемьева. По итогам проведения «правительственных часов» были подготовлены постановления Государственной Думы.

В седьмом созыве Государственной Думы значительно активизировалась работа Экспертного совета при Комитете. Были сформированы 25 секций по всем направлениям деятельности ТЭК,  и все они регулярно проводили дискуссии и готовили рекомендательные документы.

В течение созыва Комитет стал заказчиком 14 экспертно-аналитических работ. Активно велись международная работа и работа с обращениями граждан.

С полным отчетом о работе Комитета за год можно ознакомиться на сайте комитета http://komitet2-13.km.duma.gov.ru/