Продвигается сотрудничество системных операторов в рамках проекта строительства трансграничного гибридного соединения между Бельгией и Данией

737
06.12.2021, 16:30

Системные операторы Elia (Бельгия) и Energinet (Дания) продолжат совместную работу по реализации проекта строительства Triton Link – первого гибридного подводного электрического соединения, которое не только обеспечит выдачу электроэнергии, выработанной датской шельфовой ветровой генерацией в материковую электрическую сеть Дании, но и обмен электроэнергией между Бельгией и Данией.

Предварительное технико-экономическое обоснование проекта строительства Triton Link показало, что проект является экономически и технически осуществимым. С технической точки зрения, это будет инновационный и сложный проект, как из-за протяженности соединения (свыше 600 км), так и из-за применяемых при строительстве технологий. В экономическом плане проект Triton Link должен принести значительную прибыль. Благодаря новому трансграничному соединению Бельгия (и Европа в целом) получат прямой доступ к большому объему генерирующих мощностей на базе возобновляемых источников энергии (ВИЭ), что необходимо для декарбонизации энергоемкой промышленности и достижения европейских климатических целей. Подписание нового соглашения о сотрудничестве между системными операторами Бельгии и Дании, которое состоялось в Копенгагене в рамках ежегодной конференции, проводимой WindEurope*, ознаменовало завершение предварительного этапа подготовки технико-экономического обоснования проекта.

Проект строительства Triton Link реализуется в соответствии с Европейским зеленым курсом (European Green Deal), направленным на то, чтобы сделать Европу первым климатически нейтральным континентом к 2050 г., в том числе за счет увеличения объемов шельфовой ветровой генерации с 25 ГВт до 300 ГВт. Для обеспечения надежной передачи электроэнергии, вырабатываемой шельфовой ветровой генерацией в центры потребления, на материке требуется построить разветвленную подводную электрическую сеть (meshed subsea electricity grid), при этом гибридные соединения (hybrid interconnectors), т.е. соединения, обеспечивающие выдачу электроэнергии, выработанной шельфовыми ВЭС, не только в энергосистему своей страны, но и в энергосистемы других стран (подобные Triton Link), станут ключевыми компонентами этой подводной сети.

Предварительное исследование показало, что проект является достаточно сложным с технологической точки зрения, но строительство Triton Link позволит сократить ежегодные выбросы CO2 на 4 Мт, что эквивалентно выбросам, производимым примерно 1,2 млн автомобилей.

В дальнейшем Elia и Energinet планируют уточнить планы строительства Triton Link и наметить возможные маршруты прохождения соединения, включая расположение трансформаторных и конвертерных подстанций, на основе чего будут приняты окончательные инвестиционные и проектные решения. Ожидается, что строительство Triton Link займет примерно четыре года и должно быть завершено ориентировочно в 2030 г. Energinet и системный оператор Германии 50Hertz** ранее подписали меморандум о взаимопонимании по проекту строительства второго подводного гибридного трансграничного соединения в Балтийском море, которое также будет подключено к шельфовым ВЭС через датский искусственный энергетический остров Борнхольм (Bornholm Energy Island). В настоящее время проект находится на стадии разработки.

Официальный сайт Elia


* Европейская ассоциация ветроэнергетики.

** Дочерня компания Elia Group.