Межведомственное взаимодействие в области транспортной безопасности обсудили на "Транспортной неделе – 2021"

827
22.11.2021, 19:15

18 ноября в рамках «Транспортной недели – 2021» начальник Управления транспортной безопасности Федерального дорожного агентства Константин Вахрушев принял участие в отраслевой конференции «Транспортная безопасность. Коммуникация в новом формате». Организатором мероприятия выступил Департамент транспортной безопасности Минтранса России.

В начале дискуссии было озвучено приветственное слово министра транспорта РФ Виталия Савельева в адрес участников конференции:

«Повышение безопасности и надёжности перевозок пассажиров и грузов является одной из ключевых задач государства и бизнеса. Обеспечение защиты граждан и транспортных объектов от актов незаконного вмешательства и противоправных действий возможно благодаря выстроенному на протяжении многих лет диалогу федеральной исполнительной власти и делового сообщества, а также активному внедрению инновационных технологий. Совместный анализ правоприменения законодательства позволяет находить компромиссные решения в области нормативно-правового регулирования данных вопросов. Уверен, что эта конференция станет полезной площадкой для продолжения конструктивного диалога между государственными регуляторами и профессиональным сообществом, а выработанные решения будут способствовать выполнению поставленных задач и повышению безопасности пассажиров и грузов».

Одной из центральных тем мероприятия стало подведение итогов совместной деятельности профильных ведомств в области обеспечения транспортной безопасности в 2021 году. Как отметил заместитель министра транспорта РФ Александр Суханов, регулярное проведение дискуссий (в том числе на самом высоком уровне) даёт хороший импульс всей отрасли:

«Довольно часто у нас проходят, например, выездные совещания Совета Безопасности Российской Федерации. Могу с уверенностью сказать, что после них положительные изменения наблюдаются не только в части работы субъектов транспортной инфраструктуры, это ещё и активизирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а значит, и региональной исполнительной власти. Кроме того, наши совместные мероприятия позволяют более подробно, детально обсуждать как проблемы всего транспортного комплекса нашей страны, так и точечно изучать вопросы отдельно взятого субъекта или федерального округа. Недавно у нас проходило совещание в Иркутске. На нём присутствовали все главы регионов. И мы рассматривали многие вопросы по Сибирскому федеральному округу. Если говорить о деятельности на местах, то здесь основным инструментом остаются региональные антитеррористические комиссии, которые стали действительно продуктивным механизмом».

Результаты работы Минтранса в области обновления нормативно-правовой базы озвучил директор Департамента транспортной безопасности ведомства Анатолий Демьянов:

«Сейчас в этом направлении у нас выстроена масштабная система, которая не имеет аналогов в мире. В вузах готовятся профильные специалисты, технические средства проходят необходимую сертификацию, сегодня в России есть крупные ассоциации и другие общественные организации, которые тоже вносят свой вклад в обеспечение безопасности на транспорте. И надо сказать, что данная система постоянно совершенствуется. Существенные изменения уже были внесены в федеральный закон от 03.02.2014 № 15-ФЗ, федеральный закон от 02.08.2019 № 270-ФЗ. Этот процесс динамичный, и работа продолжается с учётом анализа правоприменительной практики, затрат и новых реалий».

Положительные изменения в системе обеспечения транспортной безопасности отметил и вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев:

«Наша коммуникация четко выстроена, налажена. Не последнюю роль в этом играет механизм «регуляторной гильотины». Если раньше, например, изменения в федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ разрабатывались и принимались более четырех лет, то теперь на всю процедуру уходит около года. На данный момент мы видим, что практически по всем видам транспорта, по всем объектам инфраструктуры регулярно обсуждаются изменения в требования безопасности. Некоторые, как в случае с авиацией, уже на рассмотрении в Правительстве. Но даже когда будут внесены все изменения и наша первоочередная задача окажется выполненной, я очень надеюсь, что коммуникация между ведомствами, экспертами, ассоциациями не прервётся, а будет развиваться дальше».

В своём докладе советник руководителя Ространснадзора Владимир Черток сделал акцент на таком новом понятии, как культура транспортной безопасности:

«Сейчас крайне важно и в профессиональном, и в гражданском сообществе сформировать атмосферу безусловного соблюдения требований безопасности – на всех уровнях, начиная от руководителей отрасли и заканчивая теми специалистами, которые работают непосредственно на объектах. Кроме того, необходимо, чтобы законодательство максимально оперативно реагировало на вызовы нового времени, например, на те, что связаны с прогрессивными техническими средствами. Как бы то ни было, я не сомневаюсь, что наша отрасль на правильном пути, и наш опыт востребован коллегами из других стран».

На мероприятии также поднимался вопрос подготовки новых кадров. Как отметил генеральный директор ФГУП «УВО Минтранса России» Алексей Ковыршин, с 2015 года их управление выпустило более 53 000 специалистов, причём 85% – именно по программе транспортной безопасности. Обучение сейчас осуществляется в 9 центрах. И самые главные вопросы на данный момент – это регулярное совершенствование образовательных программ, развитие материальной базы учебных заведений и повышение квалификации преподавательского состава.

Также в рамках конференции прошло торжественное награждение победителей Всероссийского конкурса студентов и молодых учёных в области обеспечения транспортной безопасности. Как отметил председатель правления ассоциации «Транспортная безопасность» Александр Свешников, цель данного конкурса, который проводится совместно с Российским университетом транспорта (МИИТ), привлечь внимание учащихся профильных вузов к актуальным вопросам, которые стоят перед отраслью.

«На протяжении трёх последних лет к нам поступает немалое количество работ – как рефератов, так и больших научных разработок. Мы увидели в этих проектах очень хорошие, прогрессивные идеи, мысли. Именно поэтому в следующем году планируется выпустить сборник работ молодых учёных и студентов», – подытожил Александр Свешников.

 


Федеральное дорожное агентство уделяет большое внимание обеспечению безопасности на объектах транспортного комплекса. Так, регулярно осуществляется оснащение участков ведомственных дорог и искусственных сооружений на них (мосты, путепроводы, эстакады) системами видеонаблюдения, сигнализации, досмотра, видео- и аудиозаписи, сбора и обработки информации, а также средствами контроля доступа. В 2021 году Росавтодор оснастит новыми системами обеспечения безопасности 26 объектов (12 из них находятся в оперативном управлении ФКУ «Центравтомагистраль», 9 – в ФКУ Упрдор Москва – Бобруйск, 2 – в ФКУ Упрдор «Северо-Запад» и ещё по одному объекту в ФКУ Упрдор «Алтай», ФКУ Упрдор «Прибайкалье» и ФКУ Упрдор «Черноморье»). 

Данная работа проводится в соответствии с требованиями к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правилами обязательной сертификации, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 № 969. 

Кроме того, Федеральным дорожным агентством осуществляется непрерывная работа по категорированию объектов транспортной инфраструктуры, ведению реестра транспортных средств, рассмотрению результатов оценки уязвимости, аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, аккредитации юридических лиц в качестве специализированных и аттестующих организаций.