Россети садятся в электромобиль

1199
08.10.2021, 13:23

Правительство думает над созданием единого оператора зарядных станций для электромобилей в России. Первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил Минэнерго проработать вопрос. На этот статус претендует госхолдинг «Россети», уже имеющий собственную сеть зарядных станций. Оператор будет ставить и подключать станции к сети, управлять ими, разрабатывать технические требования и IT-платформу. Однако инициативу критикуют в отрасли, опасаясь возникновения барьеров на входе в рынок для независимых заправок.

Вице-премьер Андрей Белоусов поручил Минэнерго проработать вопрос определения федерального оператора зарядной инфраструктуры для электромобилей в России. Вопрос обсуждался на совещании 26 июля, где прозвучало предложение назначить единым оператором крупную федеральную компанию, например госхолдинг «Россети».

Оператор будет «разрабатывать единые технические требования» станций, устанавливать их, получать техприсоединения к электросетям, подключать станции к онлайн-платформе для управления, а также заниматься их техническим и санитарным обслуживанием, следует из презентации «Россетей» о развитии зарядной инфраструктуры в РФ. Выручка оператора, вероятно, будет формироваться из комиссии с продаж электроэнергии.

Однако пока вопрос о едином операторе находится в подвешенном состоянии. Один из источников говорит, что вопрос больше не обсуждается и приоритет будет отдан рыночному подходу с участием нескольких операторов. По словам другого источника, окончательного решения в правительстве нет. В Минэнерго сообщили, что проработка поручения еще продолжается.

Возможное появление единого оператора вызывает недоумение в отрасли.

Идею единого оператора лоббируют «Россети», но на рынке зарядных станций много игроков, и «Россети» не лидер по объему отпуска по сравнению со всеми остальными. У «Россетей» 263 станции, в планах до 2025 года расширить сеть до 1,34 тыс., согласно презентации. У концерна КРЭТ (входит в «Ростех») — 130 зарядок, у «РусГидро» (владеет генерацией и сетями на Дальнем Востоке) — 55 быстрых зарядок на Дальнем Востоке, у «Мосэнерго» (входит в «Газпром энергохолдинг») — более 70 станций в Москве. Согласно концепции развития электротранспорта, уже в 2022 году предполагается создать в РФ 1,2 тыс. обычных зарядных станций и еще 528 — быстрых. Исходя из прогнозных оценок роста парка электромобилей до 1,4 млн штук к 2030 году, потребуется в общей сложности 144 тыс. станций. Правительство собирается выделить на их строительство субсидии, которые покроют до 60% стоимости. Речь идет как минимум о 8,1 млрд руб. до 2024 года.

Выбор в пользу «Россетей» критикуют из-за того, что госхолдинг владеет монополией на доступ к присоединению к электросетям. Острый вопрос — установление единых техрегламентов к оборудованию, что тоже может стать барьером для выхода на рынок независимых производителей. Впрочем, сейчас на рынке «бардак», и на этом фоне выбор «Россетей» кажется логичным в регионах их присутствия, рассуждает один из источников “Ъ”. Но нет понимания, что делать там, где «Россетей» нет, например на Дальнем Востоке. Еще один вопрос — дадут ли оператору возможность забирать весь объем субсидий на строительство станций, говорит источник.

За рубежом обычно нет единых операторов зарядок для всей страны, говорят участники рынка.

Однако в ЕС и Японии есть практика консорциума с участием автоконцернов, которые соблюдают единый стандарт зарядок. Консорциумы также дополнительно финансируют создание станций, которые затем передаются им в управление. Такую модель, обсуждали на базе рабочей группы EY с участием «Россетей», «РусГидро» и автопрома. В автоконцерне отмечают, что вопрос универсальности станций вряд ли получится решить без участия автопроизводителей.

Для формирования стандарта не нужен единый оператор, а нужно единое отраслевое решение, подчеркивает Дмитрий Бабанский из SBS Consulting. «У развития зарядной инфраструктуры много потенциальных бенефициаров, которые могут интегрировать ее в свою деятельность, например нефтяные или электросетевые компании, чем, например, успешно занимается "РусГидро" на Дальнем Востоке, где и сосредоточен сейчас большой по меркам РФ парк таких машин»,— заключает он.