Обновление объектов генерации и магистральных сетей на Дальнем Востоке позволит обеспечить электроэнергией не только ОАО "РЖД" в рамках модернизации и использования Восточного полигона, но и других потребителей

711
24.08.2020, 12:30

Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин 14 августа провел в Петропавловске-Камчатском совещание по вопросам электроэнергетики и газификации Дальнего Востока. 

По словам М.В. Мишустина, энергопотребление в России по итогам 2019 года снизилось на 1,3%, тогда как на ДФО выросло более чем на 2,7%. С учетом реализации перспективных проектов на территории ДФО, в том числе инфраструктурных, потребление электроэнергии будет увеличиваться и дальше. В качестве примера можно привести проект ОАО «РЖД» по модернизации железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона (Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей).

 Развитие экспортной инфраструктуры

В рамках 2 этапа модернизации Восточного полигона, предусматривающего в том числе создание провозной способности БАМа и Транссиба в размере 180 млн т к 2024 году (данные ДПР ОАО «РЖД»), дополнительно требуется около 2,4 ГВт мощности в ОЭС Востока и Сибири (данные Минэнерго).

БАМ и Транссиб – основные каналы для экспорта грузов в первую очередь угля через порты Дальнего Востока на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Если от всего объема экспортных перевозок по железной дороге доля угля в 2019 году составляла около половины, то по направлению портов Дальнего Востока более 80%.

Рост объемов перевозки на экспорт через порты ДФО наблюдался также в условиях распространения коронавирусной инфекции и ухудшения экономической конъюнктуры на мировых рынках.

По расчетам ЦСР, основанных  на данных РЖД, при снижении в целом объемов экспортных перевозок на 2,5% по железной дороге за период январь-май 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объем перевозок по направлению портов Дальнего Востока увеличился на 5,4%. Такой рост обеспечили перевозки каменного угля (+2,7%), нефти и нефтепродуктов (+19,7%), черных металлов (+20,7%), химикатов и соды (в 8 раз), преимущественно в Китай. При этом с учетом высокой зависимости экспортных перевозок по восточному направлению от каменного угля необходимо проводить анализ возможностей загрузки будущей инфраструктуры Восточного полигона другими грузами.

 Транзитные перевозки

Кроме этого, ОАО «РЖД» выполняются мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры для увеличения транзитного контейнеропотока с Дальнего Востока до западных границ Российской Федерации.

До 2024 года Россия намерена сократить транзитное время контейнерных маршрутов по данному направлению до 7 дней, а объем транзитных перевозок контейнеров увеличить в 4 раза. Такие планы прописаны в федеральном проекте «Железнодорожный транспорт и транзит». Одним из решений сокращения времени для перевозки грузов является расширение использования электровозов.

Переход на электротягу позволяет увеличивать длину полигона безотцепочного следования (удлинение гарантийных участков следования поездов без промежуточного технического осмотра подвижного состава) грузовых локомотивов и соответственно увеличивать скорость доставки грузов и оборота вагонов.

В соответствии с эксплуатационными требованиями ОАО «РЖД» к локомотивам, производимых предприятиями транспортного машиностроения, длина полигона безотцепочного следования грузовых локомотивов до 6000 км для электровозов, до 3000 км — для тепловозов. Распространения применения электрической тяги позволяет также снижать затраты на обслуживание и топливо, а также способствует повышению экологичности железнодорожного транспорта. В первые 5 мес. 2020 года рост транзитных контейнерных перевозок составил 19% до 263,1 тыс. ДФЭ. При этом в апреле объем таких перевозок вырос на 39,9% до 65,1 тыс. ДФЭ (по сравнению с апрелем прошлого года).

По маршруту Китай – Европа – Китай объем перевозок составил 45,4 тыс. ДФЭ (рост в 1,7 раза). Среди стран получателей транзитных грузов из Китая наибольший прирост объемов приходился на Германию и Польшу. Такому росту способствовало развитие интернет-продаж в условиях распространения коронавирусной инфекции в Европе, снижении ставок на перевозки порожних контейнеров из Европы в Китай через территорию Казахстана, а также меньшая подверженность железнодорожного транспорта влиянию ограничительных мер.

В целях дальнейшего развития транзитных перевозок необходимо и дальше проводить работы по обустройству пограничных переходов на границе России и Китая, устранять «узкие места».

Увеличение энергоснабжения инфраструктурных объектов Восточного полигона обеспечивает электроэнергией не только тяговую нагрузку для нужд  ОАО «РЖД», но и позволяет получить доступ к электрической энергии потребителям, расположенным рядом с такими объектами.В том числе для таких перспективных проектов, как и отметил Председатель Правительства в рамках совещания, требуется строительство объектов генерации и магистральных сетей.

Определение правил формирования тарифов на электрическую энергию на Дальнем Востоке также будет обеспечивать большую предсказуемость для разработки инвестиционных проектов.

Строительство железнодорожной инфраструктуры для развития экспортно ориентированных отраслей экономики и транзитных перевозок, синхронизированное с вводом объектов электрогенерации и магистральных сетей, позволит ускорить социально-экономическое развитие Дальнего Востока.

Антон Белоглазов, руководитель направления «Промышленность и энергетика» ЦСЭИ ЦСР