Цифровизация будет определять развитие политических и социально-экономических процессов как на региональном уровне, так и в глобальных масштабах и станет доминирующей темой в политической повестке государств, говорится в работе, подготовленной экспертами к международному форуму "Развитие парламентаризма". Для включения новых технологий в правовое поле они рекомендуют законодателям переходить от детального регулирования прав и обязанностей к установлению общих принципов, частично передавать регуляторные функции негосударственным институтам, проявлять гибкость и согласовывать изменения на трансграничном уровне.
Документ подготовлен группой авторов из Центра развития, Института статистических исследований и экономики знаний, Института права и развития ВШЭ-Сколково, Института проблем правового регулирования, Института экономики транспорта и транспортной политики и Института образования ВШЭ. Предметом анализа стала мировая практика регулирования искусственного интеллекта, беспилотного транспорта, распространения fake news и криптовалют. Несмотря на специфику этих сфер, авторы стремились выделить общие проблемы, с которыми сталкиваются законодатели при их регулировании. Среди них — невозможность использовать существующие механизмы из-за специфичности регулируемых отношений, инертность законотворческой деятельности, не соответствующая скорости технологических изменений (осложняется страхом "зарегулированности" и стремлением достичь консенсуса с бизнесом и обществом), а также необходимость выработки трансграничных механизмов регулирования и унификации на международном уровне.
Для решения этих проблем надо перейти к "новому регулированию", полагают авторы. Оно предполагает, в частности, переход от детального регулирования прав и обязанностей участников экономических отношений к регулированию их общих принципов, а также частичную передачу регуляторных функций негосударственным институтам, технологическую нейтральность законодательства, при которой его нормы должны быть максимально независимы от содержания технологий, трансграничное согласование подходов, обмен лучшими практиками и выработку единых рамочных правил на международном уровне, использование "регуляционных песочниц" для апробации пилотного регулирования, а также механизма "законодательного форсайта", обеспечивающего "проактивность" регулирования и достижение консенсуса интересов сторон (что именно вкладывается в эти понятия, в документе не уточняется).
Авторы также обращают внимание, что цифровая экономика "по своей природе имеет открытую архитектуру" и ориентирована на глобальный рынок, а потому попытки ее построения в формате "закрытых клубов" и автаркий не позволят реализовать ее потенциал. Координация регуляционных усилий и достижение мультиплицирующего эффекта потребуют "поддержания неконфронтационного политического климата", отказа от торговых войн и санкций и налаживания межпарламентского диалога. Несогласованные же действия международных игроков и разная скорость их продвижения к новому технологическому укладу в условиях взаимозависимости глобальной экономики создают риск ее дестабилизации. Среди других рисков авторы выделяют возможное перераспределение мирового экономического могущества, взрывной рост глобального неравенства, грозящий дестабилизацией целых регионов, распространением экстремизма, терроризма и организованной преступности. Решение этой проблемы они видят в обеспечении равного доступа к технологиям, использовании антимонопольного законодательства для предотвращения монополизации рынков и формирования технологических гегемоний.
Отметим, что выделенные авторами принципы "нового регулирования" вполне соответствуют положениям, заложенным в соответствующий раздел программы "Цифровая экономика РФ". В частности, власти неоднократно декларировали намерение придерживаться принципов технологической нейтральности и обещали "регуляционные песочницы". Концепцию комплексного правового регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики, Минэкономики должно подготовить до конца 2018 года.