Комитет Государственной Думы по энергетике провел парламентские слушания, посвященные реформе теплоснабжения

1615
07.02.2017, 16:47

Слушания приурочены к рассмотрению Государственной Думой проекта федерального закона № 1086603-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения».

Законопроект уже принят в первом чтении. Однако в процессе предварительного рассмотрения он вызвал острую дискуссию. В преддверии первого чтения Комитет по энергетике провел круглый стол по данному законопроекту, а по итогам обсуждения на пленарной сессии Председатель Государственной Думы дал поручение обсудить тему в более широком контексте, отталкиваясь от предложенной законопроектом целевой модели.

Открывая парламентские слушания, Первый заместитель Председателя Государственной Думы Иван Мельников отметил, что само словосочетание «реформа теплоснабжения» является резонансным, а отчасти даже пугающим. Теплоснабжение – отрасль, от качества работы которой зависит жизнь каждого россиянина. Число систем теплоснабжения в стране составляет около 50тыс. Тепловая энергетика – это примерно 60% электроэнергетике страны. На ее нужды тратится около половины объемов топливно-энергетических ресурсов, расходуемых ежегодно. Отрасль нуждается в модернизации, однако важно при этом избежать таких рисков, как значительный рост тарифов на тепло и усиление региональной монополизации. Поэтому Государственная Дума уделяет такое внимание широкому и всестороннему обсуждению законопроекта, предлагающего новую целевую модель работы отрасли.

Председатель Комитета ГосДумы по энергетике Павел Завальный отметил, что сегодня теплоснабжение - одна из самых проблемных, слабо модернизированных, экономически и энергетически неэффективных, инвестиционно непривлекательных сфер энергетики. Износ теплосетевой инфраструктуры в стране достиг 70%. Технологические потери в тепловых сетях составляют порядка 30%. Многие ТЭЦ после разделения рынка электроэнергии и тепла стали убыточными. Тарифы на тепло и электроэнергию систематически растут, их величина ограничивается неэкономическими методами. Всё это ложится дополнительной нагрузкой на бюджеты субъектов Российской Федерации.

В целом сектор теплоэнергетики и централизованного теплоснабжения является устойчиво убыточным. Особая социальная ответственность деятельности в сфере теплоснабжения и, одновременно, отсутствие гарантий устойчивости бизнеса в этой отрасли не привлекает стратегических инвесторов. «Перед отраслью остро стоят задачи модернизации системы централизованного теплоснабжения, в том числе, через повышение эффективности и конкурентоспособности когенерации и выработки электроэнергии на ТЭЦ в целом. Необходима такая корректировка целевой модели рынка тепла и балансировки рынков тепловой и электрической энергии, чтобы этот вид деятельности был конкурентным, экономически оправданным и при этом доступным для потребителей» - подчеркнул Завальный.

Модель такой корректировки, содержащуюся в разработанном Правительством России законопроекте, представил заместитель Министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко. Суть ее в том, что определяемая в каждом поселении или районе, где есть централизованное теплоснабжение, в каждой так называемой ценовой зоне единая теплоснабжающая организация (ЕТО) станет единым центром ответственности в системе теплоснабжения. Именно она будет отвечать за его надёжность и качество теплоснабжения в соответствии с федеральными требованиями, контролирует состояние сетей, формирует планы развития и инвестиционные программы.

Вместо государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается предельный уровень цены на тепловую энергию. Он определяется исходя из цены так называемой альтернативной котельной, то есть расчетного альтернативного источника теплоснабжения, а не от затрат и нормы прибыли. Контролировать ЕТО, поставщиков тепла, включая их инвестиционные планы, будут муниципалитеты.

По мнению разработчиков, переход к данной модели позволит устранить основные причины проблем в отрасли: избыточное регуляторное давление, отсутствие долгосрочного тарифного регулирования, неправильную ценовую политику, построенную во многом на перекрестном субсидировании тепла и электроэнергии, нечеткое распределение ответственности за качество и надежность теплоснабжения. Итогом реформы должны стать увеличение притока инвестиций в теплоснабжение, его модернизация, снижение технологических потерь и, в конечном итоге, повышение надежности и эффективности, в том числе, экономической, систем теплоснабжения.

Заместитель Руководителя Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев убежден, что модель альтернативной котельной поможет решить проблему ограниченности тарифных источников в тех регионах, где она реально существует. При этом принципиально важно, чтобы данный метод был лишь одним из возможных способов тарифного регулирования, и принцип добровольности перехода к этой модели соблюдался неукоснительно. Наделение ЕТО новыми полномочиями, по мнению ФАС, в целом уже прошло обкатку в регионах, и опасаться его не надо. Что касается рисков монополизации, все инструменты антимонопольного регулирования, содержащиеся в действующем федеральном законодательстве, вполне позволяют эффективно бороться с ними.

В поддержку новой модели высказался заместитель директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития РФ Дмитрий Вахруков. По мнению министерства, главное, что даст переход к ней – это значительные институциональные изменения, которые позволят повысить уровень ответственности и качество решений в отрасли, заставит ее участников искать источники повышения экономической эффективности в оптимизации, модернизации и увеличении энергоэффективности.

Директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Высшей школы экономики Илья Долматов также поддержал направленность законопроекта на улучшение инвестиционного климата. При этом по расчетам ВШЭ, рост тарифов неизбежен, и важно, чтобы применение модели «альтернативной котельной» позволило оправдать его в течение нескольких лет.

Заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Виктор Рогоцкий заявил, что, по мнению сенаторов, модель, предложенная Правительством, не имеет альтернативы в том смысле, что отрасль нуждается в балансировании интересов потребителей, производителей тепловой энергии, региональных и местных властей, и рассматриваемая модель позволяет произвести такую балансировку. При этом Совет Федерации направил в Комитет ГосДумы по энергетике 23 поправки ко второму чтению законопроекта.

А вот Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров настроен более критично и предлагает не испытывать иллюзий, что рынок все отрегулирует. По его мнению, до принятия закона необходимо «прекратить вакханалию с тарифами», и провести инвентаризацию действующих инвестиционных программ теплоснабжающих организаций в регионах, особенно их исполнение.

Главное, на чем настаивали представители субъектов Федерации, принимавшие участия в парламентских слушаниях – обязательное сохранение принципа стопроцентной добровольности перехода к «альтернативной котельной» и применения правила «трех ключей» - согласия и региональных, и муниципальных властей, и собственно ЕТО. Кроме того, был высказан целый ряд замечаний и предложений. По мнению директора Департамента ЖКХ Тюменской области Михаила Гилева, необходимо более четко прописать условия и последовательность вхождения в новую систему и, что еще важнее, порядок выхода из нее, добавить стоимостные и срочные показатели в заключаемые между муниципалитетами и ЕТО договоры, прописать механизмы обеспечения прозрачности затрат и сформировать единые стандарты обслуживания на федеральном уровне.

Заместитель главы Администрации Тамбова Юрий Дубовик попросил учесть в модели не только цены альтернативной котельной, но и транспортные, сетевые расходы. При этом и он, и заместитель Председателя Правительства Алтайского края Виктор Мещеряков выразили поддержку новой целевой модели как более гибкой.

Представители региональных и муниципальных властей уверены в необходимости сохранения роли местного уровня власти, хотя бы на переходный период, как в разработке схем теплоснабжения, так и в рамках муниципального контроля, для чего предлагали прописать механизмы взаимодействия и ответственности ЕТО и муниципалитета в условиях чрезвычайных ситуаций, установить сроки полномочий ЕТО, соответствующие сроку действия утвержденной схемы теплоснабжения.

Что касается бизнес-сообщества, выступавшие на слушаниях представители крупных компаний, работающих в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, таких как АО "Газпром теплоэнерго", ООО «Газпром Энергохолдинг», ОАО «Фортум», ПАО «Т плюс», в общем, поддерживают переход к новой целевой модели, с точки зрения снижения мешающей им сегодня зарегулированности и повышения инвестиционной привлекательности, на сегодня явно недостаточной. При этом все они указывают на необходимость доработки и механизма тарифообразования в ней, и системы взаимоотношений ЕТО и других участников отрасли, чтобы избежать недобросовестной конкуренции, которая может привести к убыточности и даже банкротству организаций.

Участники парламентских слушаний ко второму чтению рекомендовали Правительству провести оценку экономических последствий при переходе на новую систему в крупных городах Севера и Востока Российской Федерации, в том числе, в Челябинске, Тюмени, Красноярске.

Завершая слушания, Павел Завальный сообщил, что высказанные замечания и предложения будут тщательно проработаны в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению. При Комитете уже создана соответствующая рабочая группа, которая и будет работать над поправками к законопроекту. Спешить с его приятием, учитывая большую значимость изменений, которые он запускает, Государственная Дума не будет.