9 лет ушло на разработку правил недискриминационного доступа к инфраструктуре — но не факт, что аренда обойдется провайдерам дешевле

1205
10.12.2014, 11:22

Правительством РФ утверждены правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для развертывания сетей связи, которые целых 9 лет разрабатывались антимонопольной службой, но не могли пройти согласований с министерством связи и другими госорганами.

Ожидается, что «прозрачные, недискриминационные условия для размещения сетей» уменьшат риски при инвестировании в развитие сетей, а также снимут часть барьеров на рынке услуг связи.

Провайдеры и операторы связи смогут на более выгодных условиях использовать инфраструктуру железнодорожников, энергетиков, объединенного Ростелекома — так называемых «естественных» монополистов.

Новые правила доступа могут похвастаться двумя критически важными положениями. Первое — информация об инфраструктуре для сетей связи и условиях ее эксплуатации теперь станет публична — перечень объектов связи под аренду и тарифы на нее монополии обязаны публиковать, ведя реестр заявителей на доступ к инфраструктуре.

Самое интересное — стоимость аренды должна быть одинаковой для ВСЕХ арендаторов — теперь нельзя сдать в аренду базовую станцию или кабельную канализацию подешевле компании-аффилиату — дочерней или материнской.

Однако, механизм расчета тарифа в правилах описан предельно расплывчато — арендная ставка должна дать «компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли». Что понимается под необходимой прибылью — правила умалчивают.

По всей видимости, Ростелеком или МГТС теперь будут оперировать именно этим понятием для обоснования высоких цен, на которые жалуются в ФАС операторы.

Второе важное нововведение — гарантия недискриминационного доступа помимо непосредственно объектов связи к другим инфраструктурным объектам — тоннелям, мостам, столбам освещения или ЛЭП и тому подобное.

Правила, к сожалению, не регламентируют доступ к объектам инфраструктурных компаний, не отнесенных к естественным монополиям, что не добавляет прозрачности этому рынку. Помимо крупных операторов, туда относятся ТСЖ и УК — головная боль любого провайдера, тысячи крошечных удельных вотчин по всей стране, где условия доступа и цены на аренду берутся в лучшем случае с потолка, зачастую выводя присутствие оператора в доме на грань рентабельности .

Регулярные затраты на аренду инфраструктуры в стране оцениваются в десятки миллиардов рублей (выручка одной МГТС от аренды кабельной канализации в 2013 — почти 4,5 млрд).

Несмотря на очевидные изменения в лучшую сторону, новые правила доступа никак не гарантируют снижения объемов трат на аренду, для этого необходимы положения, где будет четко утверждена методика расчета и формы публикации информации об объектах аренды.

Источник: Telekomza.