Борьба с хищением кабельных изделий

2994
24.04.2013, 9:0

Увеличивающееся число случаев воровства кабелей с медными жилами в европейских странах с целью продажи меди на рынке металлолома создаёт серьёзные проблемы, связанные с безопасностью железнодорожного транспорта, систем передачи и распределения электроэнергии, различного оборудования. Над решением вопроса предотвращения краж кабельных изделий трудятся и производители кабелей, и операторы кабельных систем.

На выставке железнодорожных технологий InnoTrans 2012 в Берлине, Германия, компания Nexans (Франция) представила свои новые решения по предотвращению случаев хищения кабелей. Первое решение основано на кабельных конструкциях, которые труднее украсть и которые являются для потенциальных воров менее привлекательными с финансовой точки зрения.

Второе решение предусматривает использование сложной системы маркировки на огнестойкой медной ленте, которая помогает повысить бдительность и проследить всю цепочку поставок.

Первый подход подразумевает снижение ценности кабеля в качестве предмета переработки при сохранении его функциональных характеристик.

Медная токопроводящая жила стандартного размера защищена наружным слоем, выполненным попеременно из медных и гальванизированных стальных проволок. Кроме того, кабель имеет прочную наружную оболочку из полиэтиленового компаунда. Стальная проволока существенно усложняет резку кабеля при помощи обычных инструментов, что делает кражу кабеля довольно затруднительным делом, а невозможность отделить медную проволоку от стальной проволоки снижает ценность украденного кабеля на чёрном рынке.

Второй подход компании Nexans к проблеме воровства кабельных изделий заключается в разработке кабеля (заявка на патент подана), в сердечник которого интегрирована огнестойкая медная лента с кодовой маркировкой. Благодаря наличию этой ленты похитители кабеля не смогут избавиться от идентификационных обозначений, даже при сжигании изоляционных покрытий. Медную ленту, включённую в конструкцию кабеля по всей длине жил, практически невозможно удалить. Таким образом, можно проследить происхождение медного лома, попавшего на чёрный рынок.

Такие кабельные конструкции с защитой от воров уже используются в порядке эксперимента несколькими операторами в Европе. Другое решение по защите кабелей предлагает компания SmartWater Technology Ltd. (Великобритания). Этот способ предотвращения краж кабелей взяли на вооружение железнодорожные операторы Deutsche Bahn (Германия) и Network Rail (Великобритания).

Предлагаемый компанией SmartWater Technology Ltd. способ заключается в применении химических маркёров. Они невидимы невооружённым глазом и видны только при ультрафиолетовом свете. Похитителям почти невозможно определить, имеют ли специальную маркировку кабели, которые они похищают. Эти маркёры предлагаются с многочисленными комбинациями химических кодов, и они практически не подвергаются удалению.

В случае похищения кабелей, защищённых такими маркёрами, полиция сможет на основании кодов определить их происхождение. Похитители, пытающиеся удалить эти маркёры, рискуют получить следы маркёров на своих руках и одежде.