Списки родственников глав госкомпаний появятся на сайте госзакупок

996
13.08.2012, 13:9

С апреля 2013 г. руководители госкомпаний будут обязаны лично сообщать операторам сайта госзакупок (zakupki.gov.ru) данные о родственниках – бизнесменах. Как сообщают «Известия», это следует из недавно подготовленного законопроекта Минэкономразвития – ведомство разработало механизм сбора и публикации данных о родственниках глав госкомпаний. В тексте проекта, вопреки ожиданиям, так и не появилась уголовная ответственность за «родственные» сделки. Однако такие контракты можно будет признавать недействительными – расширено и само понятие «госкомпания». Эксперты полагают, что предложенные меры работать не будут.

Отложили, но расширили

Предложение об ограничении сделок между госкомпаниями и фирмами, где руководителями являются родственники начальников госкомпаний, было выдвинуто зимой Владимиром Путиным – Минэку было поручено разработать схему в январе этого года. «Каждый второй руководитель энергокомпаний наживается, учреждая аффилированные предприятия, заключая с ними договоры, получая прибыль и уводя деньги в офшоры», – заявлял зимой Путин. По его словам, из 352 руководителей энергокомпаний 169 аффилированы с 385 коммерческими организациями.

При этом с 1 января этого года уже действует закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», по которому все госкорпорации, естественные монополии должны публиковать в интернете планы и процедуры своих закупок. Но из-за неготовности инфраструктуры исполнение закона было приостановлено до 1 октября. Новый законопроект Минэка значительно расширяет сферу действия 223-ФЗ. Он предполагает, что этот закон будет распространяться на компании с госучастием в 25% – сейчас он действует в отношении компаний, где доля государства более 50%. В данный момент под действие закона подпадают больше 400 тыс. компаний, объем их закупок достигает 8 трлн рублей в год.

Бедные родственники

Главное – это попытка законопроекта ограничить сделки с родственными подрядчиками. Цель в том, чтобы фирма не могла участвовать в тендере госкомпании, если дети, супруги или родители руководителя госкомпании участвуют в работе этой фирмы.

Так, предлагается создать специальный раздел на сайте zakupki.gov.ru, где будет размещаться информация о родственниках. Кроме того, сведения пойдут в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юрлиц – специальный портал для ведения этого реестра, как ожидается, откроют к началу 2013 г.

Раскрывать информацию о родственниках должны сами руководители госкомпаний и держатель реестра владельцев ценных бумаг. Раскрытие необходимо, если родственники руководителей госкомпаний являются у подрядчика акционерами, гендиректорами, входят в советы директоров – или же если с ними просто заключен трудовой или гражданско-правовой договор. Причем, согласно тексту законопроекта, даже если родственники ушли из компании или из ее руководящих органов после вступления в силу закона, информацию о них все равно надо предоставлять.

Под раскрытие по новому законопроекту попадает имя руководителя госкомпании, его должность и название организации, имя родственника-бизнесмена, степень родства. Также надо раскрывать все реквизиты фирмы, где работает родственник, реквизиты самой госкомпании-заказчика, и время, когда раскрывается информация. Нужно отметить, что родственниками в смысле 223-ФЗ будут считаться родители, супруги, родные дети, полнородные и неполнородные братья и сестры.

Кипы бумаг

Информацию о родственниках нужно будет предоставлять в администрацию сайта госзакупок лично, по традиционной или электронной почте (в последнем случае – с электронной подписью). Данные нужно будет отправить в 10-дневный срок со дня вступления в силу закона, вступления в должность или назначения на должность. МЭР рассчитывает, что эти правила вступят в силу в апреле 2013 года.

В январе президент поручил крупным госкомпаниям до 1 апреля предоставить информацию о родственных связях руководителей в частных фирмах. Глава одной из крупных госкомпаний рассказал «Известиям», что при подготовке информации возникли проблемы – при подаче информации в электронном виде существовала опасность утечки, а в бумажном виде информация занимала очень много места. Бумажная версия была передана в Минэк. Дальнейшую ее судьбу в компании не знают.

Недовольным предлагается судиться

Весной директор департамента имущественных отношений Минэкономразвития Алексей Уваров заявлял, что разрабатываются меры административной и уголовной ответственности за утаивание информации о родственниках. Но в итоге об ответственности топ-менеджеров в законопроекте не говорится. Предполагается, что сделки, при заключении которых был нарушен порядок раскрытия информации о родственниках, могут быть аннулированы в суде ведомствами или другими участниками тендера.

Если фирма не раскроет информацию о родственных связях в госкомпаниях, ее ждет запрет на участие в закупках на срок от 1 до 3 лет, в случае повторного нарушения – от трех до пяти лет. Физическое лицо, ответственное за ведение реестра акционеров, нарушившее правила предоставления данных, оштрафуют на 5-15 тыс. руб. Максимальный штраф на юрлицо составит 100 тысяч рублей.

В Минэке не смогли прокомментировать законопроект. В Федеральной антимонопольной службе «Известиям» сообщили, что документ поступил в ведомство на рассмотрение, но пока позиция по нему не определена.

Нужно ли декларировать друзей

Как отметил председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, законопроект частично предусматривает «конфликт интересов». Это понятие уже содержится в законе «О госслужбе» и определяет ситуацию, при которой возникает противоречие между его личной заинтересованностью и интересами граждан. Чиновник должен заявлять о конфликте интересов, но на практике это происходит крайне редко.

По мнению Кабанова, ограничения таких «родственных» сделок госкомпаний – это положительная инициатива, однако она не решает проблемы сговора полностью и законопроект нужно дорабатывать. «Часто люди, которые участвуют в сделках с разных сторон, не являются родственниками, но принадлежат к одной группе, например работали вместе. Они могут обсудить условия заранее», – отмечает Кабанов. По его мнению, развитием законопроекта может стать обязанность участников тендеров с госкомпаниями заявлять о том, что у них есть какие-то неформальные связи.

По мнению Андрея Мищенкова, юриста «Фонда борьбы с коррупцией» Алексея Навального, мера по ограничению «родственных» сделок может быть полезной, но вряд ли будет эффективно внедряться в жизнь. «Я не думаю, что, во-первых, кто-то будет честно предоставлять инфомацию, во-вторых, не считаю, что предусмотренные штрафы будут как-то влиять на решения. Суммы самих подрядов вряд ли сравнимы с этими мизерными штрафами», – считает юрист.