ФАС перестала подозревать "Норникель"

1296
28.10.2011, 15:15

Сегодня ГМК "Норильский никель" заканчивает прием заявок от акционеров, желающих продать свои бумаги в рамках buyback. И ей уже ничто не угрожает. Федеральная антимонопольная служба сняла свои претензии к компании по поводу возможной незаконности обратного выкупа.

Федеральную антимонопольную службу (ФАС) больше не беспокоит юридическая чистота обратного выкупа "Норильского никеля". Об этом вчера заявил журналистам глава ведомства Игорь Артемьев. "В "Норникеле" работают ответственные люди, которые знают закон. Поэтому какого-то серьезного беспокойства по этому поводу (законность buyback.— ред.) у нас нет",— пояснил господин Артемьев.

Заявление главы ФАС говорит о том, что служба больше не считает "Норникель", "Интеррос" (владеет до 30% ГМК) и владельца холдинга Владимира Потанина "группой лиц". Этот статус, которым ведомство могло наделить компанию и ее акционера (см. "Ъ" от 13 октября), ставил бы под сомнение проводимый "Норникелем" buyback, стартовавший 28 октября и заканчивающийся сегодня. ГМК планирует выкупить 7,7% своих акций на $4,5 млрд. Но составляя группу лиц с совокупной долей, превышающей 10% (вместе у "Норникеля" и "Интерроса" на тот момент было около 40% ГМК), "Норникелю" для завершения buyback потребовалось бы предварительное согласие правительства, иначе сделка могла быть признана ничтожной.

Группа лиц, считала ФАС, была образована, потому что кандидатуру гендиректора ГМК Владимира Стржалковского в 2008 году предложил Владимир Потанин. В качестве доказательства у ведомства есть (копия есть в "Ъ") соответствующее письмо господина Потанина секретарю совета.

Кандидатуру гендиректора номинировали члены совета ГМК Андрей Бугров и Сергей Батехин, поясняет источник, близкий к "Интерросу". Владимир Потанин на тот момент был председателем совета директоров ГМК, он дал лишь распоряжение секретарю о включении этого вопроса в повестку, так как сделать это мог только глава органа. Письмо, адресованное секретарю, не может рассматриваться как выдвижение кандидата, уточнил собеседник, добавив, что именно эти доводы "Норникель" изложил ФАС.

То, что Владимир Потанин, "Интеррос" и "Норникель" образуют группу лиц, ранее признавал и конфликтующий с ними "Русал" Олега Дерипаски (контролирует 25% ГМК). Последнее заявление ФАС позиции компании относительно этого вопроса не изменило, сказал ее представитель.

Впрочем, снятие вопроса по "группе лиц" не решает всех сложностей "Норникеля". У ГМК уже есть 9,2% собственных акций, новый buyback приведет к увеличению пакета свыше 10%, а на это опять же необходимо согласие правительства. Компания, однако, проблемы не видит — имеющийся пакет может быть продан по сделке репо (эта возможность прописана в меморандуме к выкупу). Выкупленные по новому buyback акции будут погашены, говорил президент "Норникеля" Андрей Клишас. После этого компания сможет вернуть на баланс проданный по репо пакет.

Доказать наличие группы лиц довольно сложно, но прецедентов в судебной практике довольно много, говорит президент коллегии адвокатов "Узойкин, Писков и коллеги" Денис Узойкин. "Но мне неизвестно, чтобы ФАС копала глубже списков аффилированных лиц, которые раскрывают сами общества",— добавил он. Возможно, соглашается Кирилл Чуйко из UBS, таким способом ФАС лишь хотела предупредить "Норникель", чтобы компания соблюдала закон.