Эксперты сомневаются в рентабельности проекта гелиостанции в Африке

1806
23.06.2009, 13:42

20 крупнейших концернов, в числе которых RWE, E.ON и Siemens, заявили о планах строительства в Сахаре крупнейшей в мире солнечной электростанции, которая будет подавать электричество потребителям в Европе.

Концерн Munchener Ruck уже назначил встречу, в ходе которой состоится оформление консорциума по реализации нового мегапроекта стоимостью  400 млрд евро. В Munchener Ruck считают, что, поскольку осуществление проекта займет длительный период времени, его финансирование проблемой сейчас не является. В энергоконцерне RWE подтвердили, что намерены войти в состав консорциума, отметив свое желание изучить возможности создания солярно-термических электростанций в Сахаре.

Представитель Siemens охарактеризовал проект, получивший название Desertec, как «устремленный в будущее и крайне интересный». При этом он отметил, что площадки размером 300 на 300 км с параболическими зеркалами в Сахаре вполне достаточно, для того чтобы удовлетворить потребности в электроэнергии всей нашей планеты.

Скептически в отношении мегапроекта высказался глава немецкого энергетического агентства DENA Штефан Колер, по мнению которого политическая ситуация в государствах региона Сахары нестабильна и инвестиции тут рискованны, а техническую реализацию проекта осложняют песчаные бури. Некоторые эксперты опасаются, что участники проекта Desertec могут попасть в ту же ловушку, в которой оказался проект Transrapid (после долгих дискуссий Германия отказалась финансировать строительство высокоскоростной линии на магнитной подвеске из аэропорта Мюнхена в город из-за его дороговизны).

Глава компании Solarworld Франк Асбек заявил, что «поддерживает любой проект в солнечной энергетике». Он считает, что заявленных для проведения необходимого их перевооружения 10—20 млрд евро может и не хватить. Но г-н Асбек указал на то, что понадобятся новые трансграничные ЛЭП. «А дадут ли на это свое добро Франция, Испания и Италия?» — сомневается он.

Кроме того, ввиду больших расстояний неизбежен и рост издержек. По имеющимся оценкам, каждая тысяча километров будет стоить по 2 евроцента на 1 кВт, так что транспортные расходы будут идентичны стоимости 1 кВт на Лейпцигской энергетической бирже. В то же время организаторы консорциума подчеркивают, что говорить сейчас о конкретных сроках и моделях финансирования пока слишком рано. «Мы находимся только в самом-самом начале пути», — отметил представитель одной из участвующих в переговорах компаний. Он подчеркнул, что сейчас необходимо максимально быстро — за один-два ближайших года — выработать увязанный по срокам план действий.

Импульс к осуществлению проекта Desertec был дан Римским клубом (Club of Rome) еще в 2003 году. Согласно инициативе этой международной неправительственной организации, создание в Сахаре солнечных электростанций должно было не только обеспечить электроэнергией этот регион и ее поставки в Европу, но и решить местную проблему опреснения морской воды.