Реализация Генеральной схемы позволит обеспечить стране необходимые темпы выхода из кризиса

3073
26.02.2009, 17:36

Государство проводит политику, направленную на привлечение инвестиций во все сферы электроэнергетики и усиление контроля за эффективностью инвестиций в сфере деятельности энергетических компаний.

Несмотря на сложную экономическую конъюнктуру в 2008 году были обеспечены все плановые вводы и даже на одном объекте Сакмарской ТЭЦ была введена в эксплуатацию турбина (65 МВт) с опережением срока, предусмотренная к вводу в 2009 году в соответствии с ДПМ. В текущем году фактически были введены в эксплуатацию мощности на трех объектах генерирующих компаний. Вполне очевидно, что электроэнергетическая отрасль при всех реалиях кризиса организована, сориентирована и вполне способна реализовывать свои обязательства по строительству генерирующих мощностей. Однако в последнее время выходили отдельные заявления от энергокомпаний о сложностях в реализации своих инвестиционных программ и даже прослеживалась ситуация с постановкой вопроса о корректировке Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года в сторону уменьшения объемов ввода мощностей.

Министерство энергетики РФ спокойно и однозначно реагирует на подобные заявления, пересуды в кулуарах отрасли: "Минэнерго исходит из того, что компании должны выполнять свои инвестиционные обязательства. Безусловно, Генсхема – не догма и, исходя из складывающейся сегодня ситуации, может быть несколько скорректирована. Это касается краткосрочного периода.

Однако, в среднесрочной перспективе ввод генерирующих мощностей, заложенных в Генсхеме, необходим. Это напрямую может повлиять на темпы выхода из кризиса российской экономики.

В настоящее время Минэнерго организует проверку хода работ по реализации компаниями своих инвестиционных обязательств". "1-3 марта планируется проверка ТГК-2 и ТГК-7. Задача – оценить ход реализации компаниями выполнение своих обязательств, заложенных в Генсхеме. Мы планируем проводить проверки в тех компаниях, где, как мы считаем, существует возможность отклониться от графика строительства объектов, в соответствии с принятыми обязательствами.

Это не единоразовый, а системный процесс, который принимает плановый характер", - сообщили в Пресс-службе Минэнерго.

Оценка ситуации руководителем профильного комитета Госдумы Юрия Липатова не только отражает позицию высшего законодательного органа, но и выражает инициативу для максимальной эффективности инвестиций в электроэнергетике: "Безусловно, текущие экономические реалии вызывают необходимость корректировки базового варианта Генеральной схемы, подготовленного в условиях докризисного роста энергопотребления. Но при этом нельзя забывать о том, что реализация Генеральной схемы жизненно важна для страны. Все инвестиционные обязательства, зафиксированные в договорах на предоставление мощности, должны выполняться. Вероятно, в силу складывающихся сегодня сложных условий генеральная схема может быть скорректирована в краткосрочной перспективе. Но если мы говорим о среднесрочном периоде, обязательства энергокомпаний по вводу генеральных мощностей должны быть выполнены.

Реализация Генеральной схемы позволит обеспечить стране необходимые темпы выхода из кризиса.

Думаю, что в целях недопущения приостановки темпов дальнейшего развития электроэнергетического комплекса страны необходимо задуматься о создании механизма возврата в государственную собственность тех энергетических активов, новые собственники которых отказываются от выполнения своих обязательств. Существующая в настоящее время система регулирования отрасли позволяет это сделать".

"Ввод мощностей в электроэнергетике должен быть продолжен. Корректировка Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики не означает пересмотра основных положений Генсхемы", - считает директор Института энергетических исследований Алексей Макаров.

По его словам, энергостратегия – это концептуальный документ, Генсхема электроэнергетики – это конкретизация положений энергетической стратегии в отношении конкретной отрасли ТЭКа, а инвестиционные программы – это процесс адаптации бизнеса к конкретным условиям со всеми взятыми при этом обязательствами. "Нельзя путать эти вещи: мы корректируем схему – значит, нам облегчаются условия по инвестированию? Нет. Все мы понимаем, что после спада начинается подъем, обычно подъем более быстрый, чем происходил спад. Примером может служить ситуация, когда после криза конца 90-х годов, начался рост национальной экономики. Электроэнергетика, как базовая отрасль экономики, должна быть готова к рывку промпроизводства, который неизбежен в послекризисный период.

Поэтому говорить, что мы сворачиваем инвестиционные программы, было бы грубейшей ошибкой. Наоборот, в условиях облегченной ситуации со спросом (а он сейчас падает) очень важно было бы произвести демонтаж устаревшего оборудования", - отметил А.Макаров.

По мнению эксперта, в данной ситуации инвестиции лучше бы сохранить в меру возможностей компаний и государства, воспользовавшись кризисом для замены неэффективного оборудования. Таким образом, будет создан задел на будущее.


ЛИПАТОВ ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ,
руководитель Комитета Госдумы РФ по энергетике


МАКАРОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ,
директор Института энергетических исследований Российской академии наук