Государство проводит политику, направленную на привлечение инвестиций во все сферы электроэнергетики и усиление контроля за эффективностью инвестиций в сфере деятельности энергетических компаний. Несмотря на сложную экономическую конъюнктуру в 2008 году были обеспечены все плановые вводы и даже на одном объекте Сакмарской ТЭЦ была введена в эксплуатацию турбина (65 МВт) с опережением срока, предусмотренная к вводу в 2009 году в соответствии с ДПМ. В текущем году фактически были введены в эксплуатацию мощности на трех объектах генерирующих компаний. Вполне очевидно, что электроэнергетическая отрасль при всех реалиях кризиса организована, сориентирована и вполне способна реализовывать свои обязательства по строительству генерирующих мощностей. Однако в последнее время выходили отдельные заявления от энергокомпаний о сложностях в реализации своих инвестиционных программ и даже прослеживалась ситуация с постановкой вопроса о корректировке Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года в сторону уменьшения объемов ввода мощностей. Министерство энергетики РФ спокойно и однозначно реагирует на подобные заявления, пересуды в кулуарах отрасли: "Минэнерго исходит из того, что компании должны выполнять свои инвестиционные обязательства. Безусловно, Генсхема – не догма и, исходя из складывающейся сегодня ситуации, может быть несколько скорректирована. Это касается краткосрочного периода. Однако, в среднесрочной перспективе ввод генерирующих мощностей, заложенных в Генсхеме, необходим. Это напрямую может повлиять на темпы выхода из кризиса российской экономики. В настоящее время Минэнерго организует проверку хода работ по реализации компаниями своих инвестиционных обязательств". "1-3 марта планируется проверка ТГК-2 и ТГК-7. Задача – оценить ход реализации компаниями выполнение своих обязательств, заложенных в Генсхеме. Мы планируем проводить проверки в тех компаниях, где, как мы считаем, существует возможность отклониться от графика строительства объектов, в соответствии с принятыми обязательствами. Это не единоразовый, а системный процесс, который принимает плановый характер", - сообщили в Пресс-службе Минэнерго. Оценка ситуации руководителем профильного комитета Госдумы Юрия Липатова не только отражает позицию высшего законодательного органа, но и выражает инициативу для максимальной эффективности инвестиций в электроэнергетике: "Безусловно, текущие экономические реалии вызывают необходимость корректировки базового варианта Генеральной схемы, подготовленного в условиях докризисного роста энергопотребления. Но при этом нельзя забывать о том, что реализация Генеральной схемы жизненно важна для страны. Все инвестиционные обязательства, зафиксированные в договорах на предоставление мощности, должны выполняться. Вероятно, в силу складывающихся сегодня сложных условий генеральная схема может быть скорректирована в краткосрочной перспективе. Но если мы говорим о среднесрочном периоде, обязательства энергокомпаний по вводу генеральных мощностей должны быть выполнены. Реализация Генеральной схемы позволит обеспечить стране необходимые темпы выхода из кризиса. Думаю, что в целях недопущения приостановки темпов дальнейшего развития электроэнергетического комплекса страны необходимо задуматься о создании механизма возврата в государственную собственность тех энергетических активов, новые собственники которых отказываются от выполнения своих обязательств. Существующая в настоящее время система регулирования отрасли позволяет это сделать". "Ввод мощностей в электроэнергетике должен быть продолжен. Корректировка Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики не означает пересмотра основных положений Генсхемы", - считает директор Института энергетических исследований Алексей Макаров. По его словам, энергостратегия – это концептуальный документ, Генсхема электроэнергетики – это конкретизация положений энергетической стратегии в отношении конкретной отрасли ТЭКа, а инвестиционные программы – это процесс адаптации бизнеса к конкретным условиям со всеми взятыми при этом обязательствами. "Нельзя путать эти вещи: мы корректируем схему – значит, нам облегчаются условия по инвестированию? Нет. Все мы понимаем, что после спада начинается подъем, обычно подъем более быстрый, чем происходил спад. Примером может служить ситуация, когда после криза конца 90-х годов, начался рост национальной экономики. Электроэнергетика, как базовая отрасль экономики, должна быть готова к рывку промпроизводства, который неизбежен в послекризисный период. Поэтому говорить, что мы сворачиваем инвестиционные программы, было бы грубейшей ошибкой. Наоборот, в условиях облегченной ситуации со спросом (а он сейчас падает) очень важно было бы произвести демонтаж устаревшего оборудования", - отметил А.Макаров. По мнению эксперта, в данной ситуации инвестиции лучше бы сохранить в меру возможностей компаний и государства, воспользовавшись кризисом для замены неэффективного оборудования. Таким образом, будет создан задел на будущее. |
ЛИПАТОВ ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, руководитель Комитета Госдумы РФ по энергетике МАКАРОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, директор Института энергетических исследований Российской академии наук |
Реализация Генеральной схемы позволит обеспечить стране необходимые темпы выхода из кризиса
3121
26.02.2009, 17:36
31.08.2018 15:41
31.08.2018 14:14