Темпы развития кабельного рынка Польши

2796
15.05.2008, 14:48
В прошлом году в польской экономике зарегистрированы самые высокие темпы развития за предыдущие десять лет. Локомотивом для такого бурного роста послужили крупные инвестиции, поступающие в страну после её вступления в Европейский Союз в 2004 году. Реальный рост валового внутреннего продукта в 2007 г. составил 6,7% (по сравнению с 6,2% в 2006 г.), однако прогнозируется замедление темпов роста ВВП в 2008 г. до 5,1%, а затем в среднем до 4,3% в год на протяжении периода 2009-2012 гг. После вступления Польши в ЕС произошло значительное увеличение помощи от ЕС, но самая мощная волна инвестиций пришла от мультинациональных корпораций, которые уже укрепили свои позиции в Польше и продолжают расширять здесь производственную деятельность. Например, значительно выросли инвестиции в польский автомобильный сектор, и в 4-ом квартале 2007 г. в Польше запущены первые линии по выпуску Chevrole. Повышение спроса со стороны польских потребителей в сочетании с ростом инвестиций от зарубежных компаний и деньгами, пересылаемыми семьями, работающими в Великобритании, Ирландии и Германии, способствовали резкому росту темпов развития строительного сектора. Этот растущий спрос не мог не отразиться и на польском кабельном секторе. Польша оказалась одним из наиболее удобных мест для производства кабельной продукции внутри ЕС. По оценкам компании Integer Research Польша была шестой страной по объёму кабельного производства (в денежном выражении в евро) среди всех стран Европейского Союза в 2006 году, опережали её такие страны, как Германия, Италия, Франция, Испания и Великобритания. Последние данные, поступившие от Польского Статистического Агентства, ещё более впечатляющие: объём кабельной продукции достиг 446 000 тонн в 2007 г., это означает 24% - рост по сравнению с объёмом выпуска в 2006 г. (358 000 тонн). Такое увеличение производства на фоне повышения цен на металлы означает, что объём продукции кабельного сектора, достиг 2,4 миллиарда евро в 2007 г. На кабельном рынке Польши доминирующее положение занимает частная компания Tele-fonika (TFK). Будучи одной из крупнейших компаний-производителей кабелей и проводов в Европе, TFK является полностью интегрированным производителем. Она успешно снабжает внутренний рынок широким ассортиментом кабелей энергетического назначения, но также завоевала устойчивые позиции вне Польши, экспортируя свою продукцию в страны Западной Европы (основные рынки – Германия и Великобритания), а также в страны – новые члены ЕС из Восточной Европы и даже в Украину. Так же, как и многие другие ведущие европейские производители, компания TFK пережила спад на внутреннем и внешнем рынках в 2001-2003 гг. и понесла чистые убытки. Однако с тех пор её финансовые показатели улучшились, и, начиная с 2004-2006 г.г. компания стала вновь рентабельной. Улучшение всех показателей продолжалось и на протяжении всего 2007 г. Ещё одним из ведущих кабельных производителей является польская дочерняя компания NKT Cables - NKT Cables Poland (часть бывшей компании Slaska Fabryka Kabli). Её акции допущены на польский рынок ценных бумаг (на фондовую биржу), поэтому можно использовать её отчёт прибылей и убытков (отчёт о результатах хозяйственной деятельности) и балансовый отчёт для анализа "здоровья" польского кабельного сектора. Эта компания также вернулась к устойчивому положению с хорошим уровнем доходности после тяжёлых времён в 2004-2005 годах. Зарегистрированы высокие показатели в 2006 г., а за 9 месяцев 2007 г. чистая выручка от продаж выросла на 7% по сравнению с предыдущим годом и составила 101 млн. евро. В Польше активно работают и другие кабельные производители, в том числе компания Leoni, которая сделала крупные инвестиции в свою дочернюю компанию Leoni Kabel Polska Sp z.o.o. и компанию Elektrokoppar, выкупившую бизнес эмалированных проводов (обмоточных проводов) у компании NKT Cables Poland и в настоящее время действующую под названием EKS Slaska Sp z.o.o. Каждая из этих компаний также активно инвестирует в модернизацию и расширение своих производственных мощностей, аналогично поступают и остальные 20 более мелких компаний-производителей. Совершенно очевидно, что в среднесрочной перспективе Польша будет стремиться к созданию ещё более глубокого объединения кабельных изготовителей, поставщиков сырьевых материалов и оборудования. В долгосрочной перспективе (после 2012 г.) ещё предстоит увидеть, переместится ли кабельное производство по выпуску изделий для нижних эшелонов рынка (товаров для покупателей, предпочитающих покупать товары по низким или сниженным ценам) дальше на восток в Украину или же ещё дальше по мере того, как вызывающие инфляцию факторы приводят к росту затрат в Польше.