По информации, предоставленной главной организацией индийских предпринимателей - Конфедерацией индийской промышленности (Confederation of Indian Industry –CII), объем деловых операций в международной кабельной промышленности значительно увеличился, и если в 2005 году товарооборот составлял 20 миллиардов долларов США, то к 2010 году ожидается рост товарооборота до суммы порядка 25 миллиардов долларов США. По оценкам компании CRU объём индийского кабельного производства в денежном выражении в 2005 году составлял 2,2 миллиарда долларов США. Это означает, что объём кабельного производства в Индии сравним, например, с объёмом выпуска кабельной продукции во Франции или Мексике. Китайское кабельное производство в 2005 году оценивалось суммой 17 миллиардов долларов США, это почти в 8 раз превышает показатели Индии. Это соотношение намного выше, чем соотношение китайского валового внутреннего продукта (ВВП) и индийского ВВП, чему есть следующие основания: во-первых, в Китае существует множество обрабатывающих отраслей промышленности, которые чрезвычайно интенсивно потребляют кабельную продукцию, и, во-вторых, Китай сейчас переживает незатухающий всплеск активности в области развития инфраструктур.
Индийская кабельная промышленность характеризуется чрезвычайно высоким уровнем фрагментации с очень большим числом производителей кабелей и проводов – намного больше, чем можно найти в любой другой стране в мире, за исключением Китая. Многие из этих индийских кабельных компаний являются мелкосерийными производителями, самые мелкие из них – частные семейные компании, имеющие в своём распоряжении лишь самое базовое технологическое оборудование.
На другом конце шкалы индийской кабельной промышленности находятся несколько относительно крупных кабельных производителей, но даже среди этих крупных игроков рынка лишь небольшое число имеет годовой объём продаж изолированных кабелей и проводов, приближающийся или превышающий сумму в 100 миллионов долларов США. Среди крупных индийских кабельных производителей такие компании, как Finolex Cables, the Birla Group (в которую входят Universal Cables, Vindhya Telelinks и Birla Ericsson Optical), Sterlite Optical Technologies, Havell’s India, Nicco Corp. и KEI Industries. Это все котируемые компании, акции которых зарегистрированы на фондовой бирже. Компания Polycab является крупным частным кабельным производителем, а компания Hindustan Cables – это принадлежащий государству изготовитель телекоммуникационных кабельных изделий.
Для индийской кабельной промышленности также характерен очень ограниченный уровень консолидации. По данным компании CRU, даже самый крупный индийский производитель кабельных изделий - Finolex group –выпускает всего лишь 5% от общего объёма выпуска индийской кабельной промышленности. В странах с более зрелыми рынками, находящимися в стабильном равновесии, скорее наблюдается картина, когда самый крупный кабельный производитель имеет долю на рынке, составляющую от 15% до 20% (а иногда и намного больше). В индийской кабельной промышленности наблюдается очень ограниченная консолидация среди крупных игроков рынка. Основная тенденция развития индийских кабельных компаний характеризуется скорее органическим ростом, чем поглощением конкурентов. Это означает, что в индийской кабельной промышленности не возникло каких-либо чётко обозначенных доминирующих групп компаний.
Ещё одной характерной чертой индийской кабельной промышленности является наличие большого числа крупных кабельных компаний, зарегистрированных на фондовой бирже. Многие крупные производители либо сами являются котируемыми компаниями, либо входят в крупные промышленные группы, акции которых зарегистрированы на фондовой бирже. Такое стремление индийских кабельных компаний быть зарегистрированными на фондовой бирже контрастирует с положением во многих других развивающихся регионах мира, где котируемые компании не так распространены, как в Индии. В Китае, например, лишь несколько крупных кабельных производителей имеют акции, зарегистрированные на фондовой бирже, а большинство остальных компаний возникли из государственных предприятий или являются новыми компаниями, созданными частными предпринимателями. Ситуация в Индии также резко отличается от положения в Южной Америке, где, за несколькими заметными исключениями, такими как компания Madeco, большинство крупных кабельных групп представляют собой дочерние компании зарубежных групп или являются частными компаниями.
В последние годы в Индии наблюдается рост экономической эффективности производства на кабельных предприятиях. Как показали результаты исследования, проведенного компанией CRU, финансовые показатели крупных индийских кабельных компаний, зарегистрированных на фондовой бирже, значительно улучшились за последнее время. По сравнению со многими другими рынками коэффициент рентабельности операционной прибыли в кабельной промышленности даже в самые благоприятные годы был в пределах 5% - 10%, поэтому можно сказать, что финансовые результаты индийской кабельной промышленности достаточно высоки.
Следует также отметить, что в кабельной промышленности Индии существует достаточно большой неформальный или неорганизованный сектор. Некоторые мелкие кабельные компании конкурируют друг с другом, продавая изделия сомнительного качества по низким ценам. Несмотря на то, что аналогичный "чёрный рынок" также существует и в других странах, эта проблема особенно актуальна для Индии. Если в отношении небольших местных изготовителей кабельных изделий возможна вполне законная тактика некоторого содействия или поддержки (например, льготные цены) в некоторых секторах рынка (например, в секторе силовых кабелей с поливинилхлоридной изоляцией, предназначенных для распределительных энергосистем), то в неорганизованном секторе всё сойдет или используется тактика по принципу "все средства хороши". Бывают случаи, когда мелкие кабельные производители обходят правила и нормы, которым крупные и средние кабельные компании вынуждены следовать. Компании в неорганизованном секторе могут уклоняться от уплаты налогов или использовать не контролируемую измерительными приборами электроэнергию, предназначенную для пользователей в сельскохозяйственном секторе.
Проблема фальсифицированных кабельных изделий также стоит остро в Индии. На развитых рынках, как, например, в Западной Европе, такие изделия, как установочные провода, обычно относят к группе товаров широкого потребления, для потребителей которых низкие цены и наличие являются ключевыми критериями. Уровень качества является вторичным фактором на развитых рынках, поскольку покупатели обычно предполагают, что все кабельные изделия, имеющие соответствующие сертификаты, отвечают требованиям технических спецификаций. В Индии, однако, ситуация на рынке иная: местные потребители (например, установочных проводов, используемых в жилищном строительстве) осознают значение качества изделий, они знакомы с марками кабелей, имеющими репутацию высококачественных изделий, и опасаются приобретать продукцию низкого качества. На рынке, где особенно остро относятся к качеству изделия, некоторые недобросовестные мелкие производители могут попытаться продать фальсифицированные кабели и провода, незаконно присвоив торговые марки более известных индийских кабельных компаний-производителей.
Для индийской кабельной промышленности характерна высокая степень гибкости и приспосабливаемости к внешним условиям. Даже больше, чем кабельные компании в других странах, индийские производители кабелей, испытывающие финансовые трудности, проявили примечательную способность к выживанию, выражающуюся обычно в стремлении сохраниться скорее в ослабленном виде, чем быть поглощёнными другими группами или оказаться полностью закрытыми. Такое поведение резко отличается от поведения компаний в США или, например, в Европе, где на протяжении относительно короткого периода времени видно, как давление со стороны акционеров и банков вынуждает руководство неэффективно действующих кабельных компаний закрывать нерентабельные производства или искать возможности рационализации. В Индии, наоборот, компании, испытывающие трудности, могут продолжать работать в течение нескольких лет, существуя под защитой законов о банкротстве. В большинстве районов Индии, но особенно в таких, как Калькутта, очень трудно закрыть какое-либо предприятие из-за законов, защищающих права рабочих. Таким образом, барьеры для выхода из бизнеса в индийской кабельной промышленности достаточно высоки, что также объясняет большую осторожность внешних инвесторов при организации совместных предприятий или создании новых производств и разработке проектов, реализуемых в тех районах Индии, где отсутствует соответствующая инфраструктура.
Что касается иностранных инвестиций в создание совместных предприятий, то следует отметить, что в Индии имеется ряд совместных предприятий, выпускающих кабельную продукцию, в которых участвуют иностранные группы, но здесь всё же не наблюдалось активного потока зарубежных инвесторов в кабельную промышленность. Список таких инвесторов не очень длинный. Есть несколько примеров иностранных компаний, которые когда-то в прошлом организовали совместные предприятия в Индии, но которые, в конце концов, прекратили совместную деятельность либо по причинам рыночных условий, остающихся неблагоприятными на протяжении ряда лет, либо из-за неэффективности этих совместных предприятий. Кабельный бизнес в Индии, полностью (или почти полностью) принадлежащий иностранным корпорациям, достаточно редкое явление. Интересно, что некоторые ведущие глобальные кабельные корпорации вообще не имеют своих представительств или филиалов в Индии, за исключением присутствия через торговые компании.
Нежелание зарубежных инвесторов действовать самостоятельно на индийском кабельном рынке контрастирует с ситуацией, наблюдаемой в последние годы в Китае. В зависимости от конкретного сектора рынка зарубежная кабельная корпорация может выбрать вариант создания в Китае совместного предприятия с местной компанией или же организовать полностью принадлежащий ей собственный кабельный бизнес. Более опытные инвесторы в Китае могут не нуждаться в поддержке местного партнёра, если только для необходимости такой поддержки нет достаточных оснований.
Отдельного рассмотрения требует также вопрос о торговле кабельными изделиями. Традиционно Индия никогда не была крупным экспортёром проводов и кабелей. Общий объём индийского экспорта кабельной продукции в денежном выражении, согласно государственным статистическим данным, в 2005 году, например, составлял 148 миллионов долларов США. За этот же период объём экспорта кабельных изделий из Китая составил 4,8 миллиардов долларов США. Показатели китайского экспорта намного выше ещё и потому, что включают экспорт кабельной арматуры и жгутов проводов, производство которых увеличивается быстрыми темпами в последние годы.
Индия отстаёт по экспорту кабельных изделий не только от Китая, но также и от многих других азиатских стран. Среди этих стран - Таиланд (объём экспорта которого в 2005 году составил 663 миллионов долларов США), Турция (715 миллионов долларов США), Малайзия (512 миллионов долларов США) и Филиппины (814 миллионов долларов США). Общая стоимость экспорта кабельной продукции из некоторых азиатских стран (в частности, из Филиппин и Таиланда), так же как и стоимость китайских экспортных операций, возрастает благодаря высокой стоимости экспортируемых кабельных жгутов, но Турция является крупным экспортёром кабельной продукции благодаря удобному географическому положению – близости к Западной Европе.
Всё же, несмотря на то, что объём индийского экспорта кабелей и проводов невелик по сравнению с экспортом многих других азиатских стран, в последнее время заметно увеличение экспортных поставок. Рост стоимости экспортных операций с 38 миллионов долларов США в 2000 году до 148 миллионов долларов США в 2005 году означает, что средние темпы ежегодного роста индийского кабельного экспорта за этот период составляли около 40%. Основные экспортные операции были из Индии в ЮАР, причём большая их часть была связана с поставкой обмоточных проводов (19 из 32 миллионов долларов США). Это объясняется не только увеличением общего потребления кабельных изделий в самой ЮАР, но также и тем, что Дубай является важным торговым центром, поэтому некоторая часть кабелей и проводов импортируется из Индии с целью последующего реэкспорта. Выросли также индийские экспортные поставки в Великобританию и США (стоимость экспорта в каждую из этих стан в 2005 году составляла 16 миллионов долларов США). Экспорт индийской кабельной продукции в менее развитые страны происходит периодически и связан с конкретными проектами (например, в 2002 году стоимость экспорта в Судан составила 17 миллионов долларов США).
Обмоточные провода являются основной кабельной продукцией, экспортируемой из Индии: в 2005 году их стоимость составила 43 миллиона долларов США или 29% от общего объёма экспорта. Стоимость экспорта комплектов проводов для транспортных средств составляла всего 16 миллионов долларов США, поскольку Индия не является крупным производителем автомобильных проводов на экспорт. В 2005 году экспорт волоконно-оптических кабелей вырос до 23 миллионов долларов США (по сравнению с 7 миллионами долларов США в 2004 году), так как индийские производители стали более активны на внешних рынках. Экспорт кабелей энергетического назначения также вырос, но индийские производители пока не имеют устойчивого положения на рынках силовых кабелей вне Индии.
Согласно данным торговой статистики, Индия является чистым импортёром кабельных изделий при объёме импорта, оцениваемом суммой 334 миллиона долларов США по сравнению со стоимостью экспорта 148 миллионов долларов США (2005 год). Однако это сравнение не совсем корректно из-за относительно высокой стоимости некоторых импортируемых изделий. Как показывают результаты анализа компании CRU, торговые операции, связанные с кабельной продукцией, в объёмном выражении свидетельствуют о том, что чистый объем торговли Индии фактически близок к равновесию, а общий объём экспорта лишь немного превышает объём импорта.
Импорт кабельных изделий в Индию также увеличился за последние годы: с
86 до 334 миллионов долларов США за период с 2000 по 2005 год, т.е. в среднем 31%-ный ежегодный рост. Существенно увеличился импорт кабелей и проводов в Индию из Китая, который является основным поставщиком. Следующим крупным источником импорта являются США, на пятом месте находится Германия, которая уступает Таиланду.
Несмотря на имеющиеся чёткие параллели между положением в кабельной промышленности Индии и Китая, наблюдаются также и некоторые различия. В настоящее время в Индии достаточно высокий экономический рост, но всё же он не так высок, как в Китае, и не настолько устойчив на протяжении длительного периода. Более свободная политическая ситуация в Индии подразумевает определённый риск: в случае изменения баланса сил на политической арене некоторые проводимые правительством меры по поощрению инвестиций в экономику могут в краткосрочной перспективе претерпеть изменения. Тем не менее, по мнению экспертов, в течение ближайших нескольких лет перспективы для спроса на кабельные изделия в секторах, связанных с развитием инфраструктуры, в частности, на силовые и волоконно-оптические кабели, достаточно благоприятны, так как Индия не сможет достичь высокого экономического роста, не продолжая серьёзную инвестиционную политику.