Билль "О техническом регулировании" прав и свобод американских бизнесменов в России

2538
08.10.2007, 12:47
Закон с точки зрения теории государства и права – регулятор общественных отношений, т. е. отношений, возникающих между субъектами какого-либо вида деятельности в процессе их взаимодействия. В Законе "О техническом регулировании" эти виды деятельности сформулированы в п. 1 ст. 1: - разработка, принятие, применение и исполнение обязательных требований к продукции, или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; - разработка, принятие, применение и исполнение на добровольной основе требований к продукции, проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; - оценка соответствия. При этом субъектами регулирования являются производители и потребители продукции и т. д. по тексту. Как известно, между ними нередко возникают противоречия вследствие стремления товаропроизводителей снижать себестоимость продукции с целью получения максимальной прибыли и требований потребителей обеспечить нужные им потребительские свойства продукции, в том числе ее безопасность. Поэтому в законе необходимо было четко прописать процедуры, которые позволят снять эти противоречия на всех этапах этих отношений – разработки, производства и эксплуатации продукции. Но такой закон уже существует – это Закон "О защите прав потребителей" и он успешно действует на территории РФ. Если же законодатель забыл о его существовании, то в Законе "О техническом регулировании" он должен был прописать упомянутые процедуры. Вместо этого предлагается регулировать декларируемые отношения с помощью других, еще не принятых и даже не разработанных законов, так называемых "технических регламентов", отменив при этом обязательность действующих в этой сфере норм, кроме требований безопасности, изложенных в государственных стандартах. Отмена старых норм при отсутствии новых неизбежно привела к хаосу на рынке. Страну захлестнул поток некачественной продукции. Введение в действие Закона "О техническом регулировании" поставило под удар национальную экономику страны. Начали разрушаться установившиеся отношения в области производства продукции различного назначения, которые долгое время, успешно регулировались государственными стандартами. Действие их норм начиналось уже на этапах разработок новой продукции. Инженеры успешно применяли при этом комплекс стандартов ЕСКД. Этот комплекс является основой устного и письменного технического языка, на котором общаются между собой отечественные товаропроизводители всех отраслей экономики. Терминология, требования к оформлению и содержанию технической документации, все прописано в этих нормах. Отмена обязательного действия только этого комплекса стандартов, равносильна отмене действия на территории России алфавита, грамматики и лексики русского языка. В ряде других стандартов описан порядок разработки и постановки на производство продукции производственно-технического назначения, в том числе и по технической документации иностранных фирм. Детально рассмотрены все этапы этого процесса. Но наиболее важными для производителей сложной техники и оборудования, являются стандарты, в которых определены конкретные технические характеристики и параметры, такие как механические свойства материалов (разрушающие нагрузки, твердость и т. д.), химический состав материалов, электрические параметры (напряжение, ток, частота) и др. В стандартах такого вида даны подробные указания, к примеру, вплоть до величины зазоров между токоведущими частями, которые обеспечивают безопасность продукции электротехнического назначения. Для специалистов очевидно, что ни сам Закон "О техническом регулировании", ни разрабатываемые на его основе технические регламенты, не дают необходимой, исчерпывающей информации добросовестным производителям, зато развязывают руки другой категории "промышленников". И закон, и техрегламенты носят явно выраженный декларативный характер и неприемлемы для инженеров, которые разрабатывают сложную технику и организуют ее производство. Например, общее заявление о том, что напряжение опасно для жизни, никогда не заменит конструктору информации о величинах опасного напряжения и способах снижения уровня этой опасности. Поэтому, в области разработки и производства продукции производственно-технического назначения, требуются документы, которые содержат конкретные показатели качества, надежности и безопасности, а не общие рассуждения. Такими документами являются государственные стандарты. В повседневной жизни, отсутствие конкретики или неоднозначности в толковании любых норм, приводит к злоупотреблениям должностными лицами, ответственными за контроль над их исполнением. Закон "О техническом регулировании", воспринимается некоторыми нашими согражданами, как венец демократических реформ, как "техническая конституция страны", "билль о правах и свободах граждан" (см. журнал "Национальные проекты" № 7 за 2007 год, "Быть ли в строительстве современной системе технического регулирования"). Автор этих слов, безусловно, прав в том, что это "билль", поскольку разрабатывался закон на деньги американских налогоплательщиков. По данным "Промышленных ведомостей", концепция закона, и, видимо, сам закон были разработаны в 2002 году за деньги (грант) Агентства США по международному развитию (USAID). Это американская правительственная организация, реализующая различные программы Правительства США более чем в 100 странах мира. А, как известно, кто платит, тот музыку и заказывает. Поэтому, судя по содержимому закона, можно предположить, что речь в нем в основном идет о правах и свободах американских граждан, занимающихся бизнесом на территории России. Соответственно и утверждение, что закон ограничивает произвол наших чиновников, касается только вышеупомянутой категории граждан. Для наших же соотечественников только четкие правила и формулировки, чего в законе почти нет, могут стать действенной защитой от административного гнета. Опыт жизни и работы в России показывает, что если документ трактует какой-либо вопрос двусмысленно, не сомневайтесь, чиновником он будет истолкован не в вашу пользу. Важность технических норм, как для производителей, так и потребителей, заключается в том, что в них приведены конкретные термины и цифры. Именно они являются нашей защитой от произвола чиновников, недобросовестных производителей и даже некоторой категории потребителей. Именно они обеспечивают безопасность и надежность продукции. К сожалению, и в государственных стандартах встречаются неточности. Поэтому, если и принимать закон в этой области, то такой, который снимет противоречия между отдельными положениями различных технических норм и правил, определит, какие органы власти и в какие сроки должны рассматривать заявления граждан и организаций по вопросам, входящим в сферу его действия, регламентирует порядок досудебного и судебного разбирательства конфликтных ситуаций, т. е. реально станет регулятором этого вида общественных отношений. Приведу конкретный пример из сегодняшней жизни, который наглядно проиллюстрирует вышесказанное. Для трехфазных систем распределения электроэнергии указывают напряжение фазное (между фазой и нулем) и напряжение линейное (между двумя любыми фазами системы). Обозначаются они определенным образом, к примеру 220/380 В или 660/1000 В, где меньшее значение - это фазное напряжение, а большее – линейное. Теперь посмотрим, что произойдет, если этот параметр указать в нормативном документе иным образом, как это записано в п. 6.3.26 ГОСТ Р 51732-2001: "Провода должны иметь изоляцию на напряжение 660 В переменного тока. Это требование относится также к проводнику, соединяющему разрядник (ограничитель перенапряжения) с защитной шиной РЕ". Из контекста этого документа следует, что в данном пункте речь идет о системе распределения электроэнергии 400/660 В. Однако определение понятия "изоляция на напряжение" в действующих стандартах отсутствует. В силу этой неопределенности, 660 В, можно трактовать по-разному. Допустим, некий завод изготовил вводно-распределительное устройство (ВРУ) по упомянутому ГОСТ Р 51732-2001 и применил для монтажа внутренних цепей одножильный провод ПВ-3 Кольчугинского завода "Электрокабель". Поскольку провод одножильный, изготовитель наносит на его изоляцию значение фазного напряжения системы распределения, в которой он может применяться. Пусть это будет 450 В. Если каждая фаза ВРУ будет выполнена таким проводом, то величина линейного напряжения, которую выдержит изоляция уже двух проводников, будет больше 450 В, так как толщина изоляции увеличивается между фазами вдвое. Кольчугинский завод в своем техническом каталоге указывает, что провода ПВ-3 рассчитаны для применения в сетях 450/750 В. К сожалению, при сдаче оборудования в эксплуатацию, этот довод не принимается в качестве доказательства правомерности применения этой марки провода. Заказчик требует заменить провода, как не отвечающие требованиям п. 6.3.26 ГОСТ Р 51732-2001. Ведь на проводе написано 450 В, а надо 660 В. А провод-то фактически соответствует требованиям безопасности. В частной беседе с сотрудником Ростехнадзора я услышал такое мнение, если провод рассчитан для применения в сетях 450/750 В, то пускай ставят на его изоляции 750 В и все проблемы будут сняты. А пока, производители ВРУ ищут провод без маркировки, или применяют кабели с оболочкой, рассчитанные на системы 660/1000 В, что ведет к росту цен на готовое изделие. Теперь представьте, что будет происходить, если мы начнем применять каждый день документы, в которых нет конкретных требований, если даже из-за незначительных неточностей в стандартах у производителей продукции возникают серьезные проблемы с ее сбытом. Для наглядности попробуем разрешить описанную ситуацию с проводом, воспользовавшись проектом специального технического регламента "О безопасности низковольтного оборудования". В статье 8 "Требования безопасности" данного документа есть пункт 13, который определяет требования к кабельной продукции, применяемой в низковольтном оборудовании. В нем говорится: "Конструкция и изготовление кабельной продукции и применяемые в них материалы должны обеспечить однородность и стабильность параметров кабельной продукции по всей длине в течение установленного срока службы в условиях, указанных в сопроводительных документах". Такое "требование" освобождает завод, изготавливающий одножильные провода, от "административного гнета" полностью и надолго. Главное обеспечить "однородность и стабильность". Используешь провод с заниженными параметрами, и с тебя взятки гладки. Главное, чтобы эти параметры были занижены стабильно по всей длине. Великолепное решение проблемы безопасности. Теперь завод может жить спокойно, его проблема стала проблемой потребителя его продукции. Пробьет изоляцию, что-то сгорит, кто-то окажется в реанимации, а определить виновника суд не сможет, поскольку вопрос об однородности и стабильности параметров, без конкретных цифр, решить практически нельзя. Вывод очевиден. Только работа по техническим нормам, содержащим показатели с четкими их определениями и нормированными значениями, позволит и потребителям и производителям защитить себя - одних от некачественной продукции, других от необоснованных требований, как со стороны властей, так и со стороны своих клиентов. А в случае судебного разбирательства, можно будет аргументированно доказывать свою точку зрения. Крупные европейские производители электрооборудования, такие как всемирно-известные компании АББ, "Шнейдер Электрик", или "Легран" не сомневаются в необходимости следования национальным стандартам страны, в которой они работают. Об этом свидетельствуют техническая документация на оборудование, которое поставляется в Россию, разрабатываемая для российских партнеров в соответствии с требованиями российских стандартов, учебные пособия для технических специалистов, адаптированные под действующие в России национальные и международные технические нормы. В этом году компания "Легран" выпустила технический справочник, содержащий требования государственных стандартов России к конструкции низковольтных комплектных устройств. Он стал для многих инженеров-конструкторов этого вида оборудования настольной книгой. Дело остается за малым: убедить наших законодателей признать очевидный факт, что даже последняя редакция закона "О техническом регулировании" не позволяет надеяться на появление технических норм, удовлетворяющих как производителей, так и потребителей продукции. Простые и понятные законы – вот путь к развитию прав и свобод граждан России. А доступные и четкие стандарты – способ защиты от произвола и надежное средство обеспечения безопасности продукции. За время действия Закон "О техническом регулировании" показал свою полную недееспособность, породив на свет кучу проектов нормативных монстров. Его введение не способствовало ни развитию демократии, ни защите национальных интересов, ни обеспечению прав граждан на безопасную продукцию. Правовая импотенция этого документа стала очевидной уже не только для его противников, но и сторонников. Об этом свидетельствует объем изменений его первоначального содержания. Но эти полумеры проблемы не решают, а только по-прежнему тормозят развитие нашей промышленности. Поэтому считаю, что Закон "О техническом регулировании" должен быть отменен как можно скорее. Его отмена не исключает необходимости регулирования этого вида общественных отношений. Безусловно, нам требуются законодательные акты, которые определяют порядок деятельности по разработке и применению государственных стандартов, устанавливают порядок их согласования с международными, а также ведомственными нормами и правилами. Такие законы нужны всем. Они разгрузят законодательную власть, сняв с нее заботы по бесконечному принятию технических регламентов (по оценкам, данным в "Промышленных ведомостях", на это понадобится не менее 160 лет), разгрузят суды, освободив их от бесчисленных дел, которые невозможно завершить в силу несовершенства нормативной базы, и надежно защитят интересы России и ее граждан.