"Чайный" путь Ростелекома

2406
27.09.2005, 13:1
К первой презентации в России услуги "Транзит Европа-Азия" (ТЕА) компания "Ростелеком" выпустила игру "The Great TEA way". Транзитная DWDM-сеть компании была запущена два года назад, но только в 2004 г. был продан первый канал TEA. Презентация ТЕА прошла на телекоммуникационном конгрессе Capacity Russia 2005, который проходит в Москве 26-27 сентября 2005 г. В связи с тем, что услуга ТЕА не рассчитана на российского потребителя, несмотря на ее активное продвижение на зарубежных рынках, в Москве она презентуется впервые. В качестве основных конкурентных преимуществ своего "чайного пути" "Ростелеком" называет пропускную способность до 400 Гбит/сек при высокой степени надежности и минимальное время задержки сигнала - Хельсинки-Токио - 137 мс, Стокгольм-Гон Конг - 176 мс. В то время как задержка сигнала в оптических каналах проходящих по океанскому дну вокруг Евразии или через США превышает 400 мс. Однако, несмотря на очевидные преимущества, первый транзитный канал "Ростелекому" удалось "продать" только в 2004 г. "Вообще надо отметить, что европейские предприниматели, а тем более транснациональные корпорации, на которые рассчитан сервис, отличаются высокой степенью реактивности, то есть они неохотно меняют привычных партнеров", - считает аналитик компании J'Son&Partners Борис Овчинников - "Поэтому выводить этот сервис на европейский рынок очень тяжело. Однако очевидные преимущества, в конце концов, скажутся. По-моему мнению, у проекта есть серьезные перспективы, не даром "Ростелеком" увеличивает резервную мощность линии". С 2004 года TEA находится в коммерческой эксплуатации, и услугами TEA уже воспользовались крупные международные операторы. Впрочем, в "Ростелекоме" не называют число и имена арендаторов каналов, полагая, что нецелесообразно сообщать коммерческую информацию на конкурентном рынке. Впрочем, основной конкурент компании в борьбе за за пропуск по территории России евро-азиатского трафика - компания "ТрансТелеКом" - также не сообщает ничего о своей транзитной DWDM-сети, кроме того, что она запущена в коммерческую эксплуатацию. Кроме двух уже действующих сетей, еще три компании заявляли о желании проложить трансъевразийский оптоволоконный кабель через территорию России: FTA Enterprises Ltd., "Поларнет Проект" и "Евразия Телеком", однако эти сети пока существуют только в проектах. Директор по связям с общественностью и инвесторами ОАО "Ростелеком" Антон Клименко отметил: "Наличие конкуренции говорит о зрелости рынка, и это несомненный плюс в глазах потенциальных клиентов". Сегодня российским операторам за трафик приходится бороться с азиатскими компаниями: после банкротства операторов волоконно-оптических линий в 2002 г. - Global Crossing (кабель проведен через территорию США) и FLAG Telecom (кабель проведен вокруг южного побережья Евразии по океанскому дну), - сменились владельцы трансъевразийских сетей. Так сингапурская госкомпания Singapore Technologies Telemedia в 2003 г. за $250 млн купила 61,5% акций Global Crossing, а индийский оператор Reliance Infocomm в 2004 г. приобрел за $211 млн сеть FLAG Telecom. В этой связи стоит упомянуть, что, по оценкам участников рынка, строительство только одного участка Екатеринбург-Хабаровск DWDM-сети обошлось Ростелекому почти в $300 млн. В компании это объясняют высокой надежностью: по требованиям спецпотребителей компании кабель уложен глубоко в грунт. "Вообще, каналы российских операторов не могут быть не популярны. Однако основная сложность заключается в выработке грамотной ценовой политики, ведь внутрироссийские условия и европейские в корне отличаются", - считает аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина. По информации ComNews.ru у российских операторов не выработаны единые прайс-листы, а предложения формируются под каждого отдельного клиента. Как затметил Борис Овчинников, российские операторы внутри страны сумели договориться и держать достаточно высокие цены на передачу трафика внутри России. "Попытка принести внутрироссийский опыт в Европу может замедлить окупаемость проекта", - полагает Борис Овчинников. Впрочем, аналитик признает, что высокая цена внутри страны позволила операторам при слабой развитости рынка сохранить высокую доходность бизнеса. Кроме того, по информации ComNews, цена канала ТЕА на мировом рынке существенно дешевле, чем на внутреннем рынке России.