Материалы RusCable.Ru

Логистический кризис: кабельный бизнес в условиях санкций

11.10.2023, 19:25
Просмотров: 41303
Плюс
Логистика
Экспертный материал

В последние месяцы многие представители кабельной отрасли говорят о затяжном логистическом кризисе, накрывшем российскую промышленность. Кабельная отрасль не стала исключением  –  проблемы с перевозками стали серьезным вызовом как для покупателей, так и для производителей КПП. Что стало первопричиной проблемы? Что будет завтра и какое влияние кризис оказывает на отрасль уже сегодня? Как не потерять клиента в столь сложных условиях? На эти и многие другие вопросы RusCable.Ru отвечает вместе с ведущими экспертами  –  Иваном Лобановым, Сергеем Снежко, Максимом Третьяковым, Сергеем Лобановым и Сергеем Протасенко.

Почему это произошло?

Эксперты и представители ведущих логистических компаний России и зарубежья говорят о нескольких основных причинах кризиса. Первая – это, естественно, санкционное давление, которое существенно усложнило процесс перевозок и обслуживание транспортной системы. Вторая – это уход иностранных логистических компаний с российского рынка. За последний год страну «покинули» такие гиганты как FedEx, UPS и DHL. Третья причина – это существенное ограничение морских контейнерных перевозок, на которые опирались многие крупные производители. Естественно, совокупность данных факторов не только повлияла на цены, но и снизила доступность услуг логистических компаний в целом – многие сотрудники и клиенты говорят о нехватке машин и водителей.

Тяжесть последствий для каждой отрасли индивидуальна. Она зависит как от специфики продукта, так и от привычных для производителя направлений перевозок. Кабельщики стали нишей, которая почувствовала на себе последствия кризиса в полной мере, в основном за счет резкого взлета цен комплектующих.

Запрет поставок в Россию привел к тому, что комплектующие или материалы надо переправлять в нейтральные страны. В итоге стоимость комплектующих выросла примерно в 2 раза в валюте. Ослабление рубля против доллара США еще больше увеличило стоимость в рублях, а сроки поставки выросли в 2-3 раза. 

Максим Третьяков

Президент АЭК

Реакция отдельных компаний и целых продуктовых групп на кризис, как утверждают аналитики, сильно зависит от сырьевой базы и местонахождения клиента. Сейчас предпринимателей условно делят на 4 категории. Первая – это монодистрибьюторы зарубежных брендов, чья работа сейчас фактически заморожена в России. Вторая – это дистрибьюторы мультибрендовые, которые в условиях кризиса сосредоточились на заполнении складов. В третью категорию относят компании, которые изначально работали как в западном, так и в восточном направлении, а сейчас активно переориентируются на Китай. Четвертая категория – это российские компании, которые работают преимущественно с российскими поставщиками. Сейчас эти компании переживают настоящее второе рождение – такой бизнес активно растет вопреки санкциям, активно разрабатывая и внедряя альтернативы зарубежной продукции.

В начале было достаточно волнительно. Мы решили: главное, чтобы материалы были. А работу мы и сами найдём. Закупились впрок всем, до чего дотянулись. Не жалеем. После двух месяцев промышленность очнулась, и нас завалили заказами.

Сергей Лобанов

Вице-президент завода «Спецкабель»

Переплатить нельзя сэкономить 

Вопрос издержек ожидаемо стал одним из наиболее обсуждаемых в кругу российских предпринимателей. Прогнозы аналитиков были неутешительны, а рост цен на услуги перевозчиков обещал быть многократным. 

Однако, по заверениям ведущих игроков отрасли, реальность оказалась не так страшна, как ожидалось. Рост цен на услуги перевозчиков оказался весьма ощутимым, но не трагичным.

Все перевозки подорожали. Особенно автомобильные, примерно на 40%. Это связывают с подорожанием запчастей и топлива, а также снижением курса рубля. Вся нагрузка в итоге ложится на клиента.

Сергей Лобанов

Вице-президент завода «Спецкабель»

Отмечается, что изменение цены связано не только с отраслью в целом, но и с местоположением завода, а также основными группами продукции, которые он производит. Так, например, если московские кабельщики столкнулись с удорожанием перевозок примерно на 40%, то полимерщики Северной столицы говорят всего о 8-20%.

Изменений коснулись больше качества и временных рамок, чем цен. На рынке логистики рост тарифов составил примерно от 8 до 20%. На конечной продукции это тоже отразилось незначительно, 5-7%, не более.

Иван Лобанов

Коммерческий директор компании STEP

Главная проблема, с которой столкнулась российская промышленность, оказалась вовсе не в издержках. 

Изменение цены во многом зависит от группы, но разница, в целом, незначительна: 1%, 3%, 4%. Зависит преимущественно от объема и места назначения. Рост стоимости не так критичен, как дефицит водителей.

Сергей Снежко

Директор по маркетингу в «УНКОМТЕХ»

 

Требуется водитель!

Не очевидная на первый взгляд проблема дефицита водителей неожиданно стала определяющим фактором логистического кризиса. Отток квалифицированных трудовых ресурсов за рубеж, уход иностранных логистических компаний и частичная мобилизация существенно изменили приоритеты российских промышленников. И если раньше искали транспорт «подешевле», то сейчас – «какой-нибудь».

Трудовые ресурсы, так сказать, разбрелись, и водителей стало меньше. В европейской части России просто не хватает единиц, которые могли бы перевозить грузы, и кабель в том числе. Те, кто остались, естественно, берут за свои услуги гораздо дороже, чем это было раньше. Спрос позволяет: водителей сейчас меньше, чем заказов. Сейчас транспорт в дефиците, и важно быть очень аккуратными в своих действиях. Дело зачастую не в цене, а в надежности. 

Сергей Снежко

Директор по маркетингу в «УНКОМТЕХ»

В условиях категорической нехватки водителей многие заводы целенаправленно отказываются от услуг логистических компаний, самостоятельно обучая или принимая на работу квалифицированные кадры. Такой шаг позволяет предприятию стать более мобильным и независимым в условиях дефицита рабочих единиц – и тем самым сохранить авторитет в глазах клиента.

Своими глазам видел объявление на одном из кабельных заводов Рыбинска о приеме на работу водителей категории Е с зарплатой 220 тыс. рублей.

Максим Третьяков

Президент АЭК

Дороги, рельсы, корабли

Фактическое «перекрытие» европейского рынка, дефицит водителей, удорожание перевозок, транзит продукции через соседние страны – все это не могло в совокупности не отразиться на самой структуре как внешней, так и внутренней логистики. Способ перевозок и основные направления маршрутов требовали серьезной корректировки, а где-то – рискованных экспериментов.

Если утрировать, можно сказать, что раньше 9 полных машин ехали на Восток, а одна  –  в Москву. Сейчас ситуация скорее 60/40. Вполне возможна скорая смена приоритета перевозок с Востока на Запад.

Сергей Протасенко

Генеральный директор ООО «Ункомтех Инжиниринг»

И если о переориентации рынка с Запада на Восток говорили давно, то замена рельсов на асфальт стала для некоторых представителей кабельного бизнеса если не неожиданностью, то необходимостью. И причины у подобных изменений скорее политические, чем экономические.

С железными дорогами сейчас намного сложнее, чем раньше. Инфраструктура не справляется с объемами перевозок за счет транспортировки угля. Так сложилось, что для РЖД сейчас есть грузы значительно более приоритетные перед кабелем. При этом маршруты особо не поменялись. Особенность кабельного бизнеса заключается в том, что по всей России рассредоточено множество точек доставки. Маршрут на Москву – как был, так и остался.

Сергей Снежко

Директор по маркетингу в «УНКОМТЕХ»

Перегрузка систем наземного транспорта толкнула многих кабельщиков на подключение авиаперевозчиков. Несмотря на то, что такой вариант транспортировки сейчас считается одним из самых дорогих, он остается одним из немногих надежных способов доставки груза из точки А в точку В. 

Максимальную актуальность сохраняют автоперевозки, но с ними стало сложней из-за нехватки водителей. Железнодорожное сообщение с Дальним Востоком претерпевает изменения из-за усиления торговли с Китаем, основные пути перегружены. Чаще приходится прибегать к авиа-перевозкам из-за перегрузки основных артерий и узлов.

Сергей Лобанов

Вице-президент завода «Спецкабель»

При этом особенный упор эксперты делают на то, что морской транспорт и авиаперевозки  –  это не комплексное решение проблемы, а лишь один из множества нюансов, которые необходимо иметь в виду в новых условиях существования рынка. Используются они по большей части фрагментарно, для отдельных направлений, либо для транспортировки наиболее приоритетных наименований продукции.

Глобальных изменений я не вижу: какие-то потоки остановились, какие-то новые веяния появились. СИБУР, например, вынужден перевозить некоторые виды добавок самолетами, чтобы не останавливать производство. Речь идет о действительно дорогих вещах – стоимостью свыше 7-8$ за килограмм, используемых редко и в небольших количествах.

Иван Лобанов

Коммерческий директор компании STEP

 

В кабельной отрасли традиционно рулит автотранспорт. Ничего в этом смысле не изменилось. Отгрузки железной дорогой запретительно дорогие. Отдельные пункты назначения требуют морских перевозок, но до порта все равно везти придется грузовиками.

Максим Третьяков

Президент АЭК

Возможно ли развитие в условиях кризиса?

Вопреки панике, которая на первых порах охватила многих производителей, эксперты настаивают: кризис можно и нужно пережить, а потери – минимизировать. На протяжении всего прошлого года активно осваивались новые направления внешнеэкономической деятельности, прокладывались маршруты, осваивались технологии. Появлялись новые поставщики, способные предоставить полноценную замену продукции ушедших компаний, развивалось собственное производство.

Для каждого предприятия в кабельной отрасли и не только уже сформировались определенные подходы к преодолению кризиса, применимость которых зависит не столько от бюджета, сколько от грамотных управленческих решений.

Сошла на нет торговля с Европой. Зато вырос импорт оборудования и материалов из Китая и Турции. С точки зрения развития ВЭД актуально иметь в штате эксперта по обходу санкций, а также 5-6 проверенных международных логистических компаний. Надо вкладываться деньгами в создание запаса комплектующих и запчастей, по возможности – искать замену в Китае, внимательно изучая местных производителей. Наконец, надо правильно считать свою себестоимость с учетом кратного роста цен на комплектующие.

Сергей Лобанов

Вице-президент завода «Спецкабель»

Помимо грамотного управления ресурсами непременное условие для развития в столь непростой период – это понимание системы международной логистики, а также глубокий анализ зарубежного законодательства. В комплексе эти навыки создают для российского бизнеса новые коридоры и маршруты. 

Маршруты возникают, работают, оказываются засвеченными, перекрываются. Это бесконечное соревнование меча и щита. Не хочу выдавать военную тайну врагу, но сейчас стоит обратить взор в сторону Киргизии. Китай через Киргизию залетает с НДС 12% и налогом с продаж 1%. И сразу в ЕАЭС. Пользуйтесь, пока наши американские партнеры не перекрыли. Я сомневаюсь, что удачный и долго действующий маршрут может существовать в реальности нынешнего времени. 

Максим Третьяков

Президент АЭК

Еще одна характерная особенность успешного бизнеса в разгар кризиса  –  это умелое управление портфелем контрактов. Эксперты утверждают: долгосрок  –  в приоритете!

Мы ориентируемся в первую очередь на то, чтобы заключать как можно больше долгосрочных контрактов с наименьшими привязками к сиюминутной ситуации. «Размазать» по времени  –  это где-то выиграть, где-то уступить, но в итоге остаться в выигрыше для всех.

Сергей Протасенко

Генеральный директор ООО «Ункомтех Инжиниринг»

До всех этих событий долгосрочные контракты на кабельном рынке не любили. Их любили перевозчики. Сейчас же ситуация прямо противоположная. Перевозчики в долгосрочные контракты не хотят, а кабельщики – хотят. Общая рекомендация  –  это иметь в портфеле и то, и другое. Что-то брать в долгосрок, что-то на спот. Это тот вариант, который позволит маневрировать.

Сергей Снежко

Директор по маркетингу в «УНКОМТЕХ»

Что будет дальше?

Вопрос, который волнует не только производителей, но и потребителей, предельно прост: чего ожидать от будущего? Период 2022-2023 можно вполне заслуженно назвать одним из самых туманных в истории российской экономики. Структура трудовых ресурсов, направления внешней торговли, поставщики, партнеры, логистические коридоры  –  меняется все.

Четких прогнозов в таких условиях делать не решается никто. Очевидно одно  –  изменения будут масштабными.

На мой взгляд, отрасль будет болезненно и медленно запускать импортозамещение кабельного оборудования, подстраховываясь поставками из Китая. Те, кто сейчас пытается производить кабельное оборудование, в недалеком будущем выиграют и займут перспективную рыночную нишу. Правительство всячески поддерживает проекты импортозамещения. Результат точно будет, но не так быстро, как нам хотелось бы.

Максим Третьяков

Президент АЭК

Как это не парадоксально, в некоторых нишах преобладают настроения если не радостные, то достаточно позитивные. Так, например, вторую жизнь прогнозируют российскому рынку полимеров.

Изменения на рынке действительно масштабные. Исчезли передовые материалы, которые использовали продвинутые компании. Многие лишились возможности привлекать западных технологов и закрывать потребности своих клиентов. Но, как это ни странно, думаю, в долгосрочном периоде этот кризис окажет на нас только позитивное влияние – подтолкнет российских производителей создавать свои центры компетенций. Сырьевая составляющая у нас хорошая, и за 12-15 лет мы сможем образовавшийся разрыв окончательно преодолеть. На данном же этапе есть свои пути преодоления кризиса. Так, например, наша компания сейчас оказывает существенную поддержку российским производителям полимерных композиций, помогая им в закупках иностранных материалов и компонентов.

Иван Лобанов

Коммерческий директор компании STEP

В заключение хочется еще раз подчеркнуть: то, каким будет будущее российской кабельной промышленности, зависит в первую очередь от самих кабельщиков.  Умение адаптироваться к нестабильной ситуации на рынке, грамотный менеджмент, и, главное, консолидация отрасли перед лицом кризиса – непременные спутники развития.

Вы видите часть этого материала

После регистрации вы сможете оформить подписку в личном кабинете и получить полный доступ к этому и другим закрытым материалам
Войти или зарегистрироваться
Месяц

2500 ₽

81 ₽ в день
Подписаться
Год

11 998 ₽

33 ₽ в день
Подписаться
Данный материал также доступен по промокоду.