Энергетика

Энергетическая стратегия – 2035. Задачи и реалии

07.12.2020, 13:46
Просмотров: 105782

Уходящий 2020 год для отечественной энергетики знаменателен многими событиями. Одно из важнейших – принятие Энергетической стратегии России до 2035 года (ЭС-2035).

15 лет за два этапа

Энергетическая стратегия актуализируется каждые пять лет, с учётом изменений, происходящих в стране и мире.

На этот раз документ, определяющий перспективы развития российского ТЭК на ближайшее 15-летие, разрабатывался почти шесть лет. Он оказался далеко не идеальным, но, как подчеркивают представители энергетического сообщества, «лучше иметь несовершенный стратегический документ, чем вообще никакого».

Основным достоинством новой энергетической стратегии является то, что в ней чётко определены векторы развития ТЭК и обозначены основные риски её реализации.

Среди «минусов» эксперты называют то, что в ЭС-2035 не учтён фактор коронавируса. А ведь пандемия COVID-19, с одной стороны, серьёзно затормозила темпы роста мировой и российской экономики, что привело к падению электропотребления, с другой, – дала мощный импульс к активизации цифровизации управленческих, технологических и коммуникативных процессов в электроэнергетике, заставила во многом перестроить работу энергокомпаний.

Тем не менее энергостратегия учитывает и неизбежные кризисные явления, и нарастающие глобальные противоречия, и крайне недружественную политику со стороны западных держав в отношении России, и санкционный настрой, который будет сохраняться ещё очень долго.

В числе факторов, влияющих на ключевые направления ЭС-2035, выступают также нацеленность крупнейших импортёров энергоресурсов на энергетическое самообеспечение за счёт развития ВИЭ (это повлечёт изменение экспортной составляющей российского ТЭК), цифровая трансформация энергетики, жёсткая климатическая повестка, смена традиционного уклада в мировой энергетике (в том числе российской) на рубеже 30–40-х годов XXI века.

Из-за ограниченности места в журнале не будем перечислять все ключевые моменты энергостратегии. Остановимся лишь на некоторых.

Стратегия развития ТЭК условно поделена на два этапа. Что касается электроэнергетики, то на I-м этапе (до 2024 года) здесь планируется усовершенствовать модель ценообразования и систему отношений между потребителями и производителями. Это приведёт к сокращению перекрёстного субсидирования и достижению баланса интересов между продавцами и покупателями электроэнергии. На II-м – ожидается переход к энергетике нового поколения с опорой на новые технологии и высокоэффективное использование традиционных и возобновляемых источников энергии.

Оба этапа тесно связаны между собой. Без кардинального изменения модели ценообразования, формирования прозрачных адекватных тарифов на электрическую и тепловую энергию, развития конкурентных рынков электроэнергии, снижения перекрёстного субсидирования реализация стратегических задач развития невозможна.

Вопросам тарифного регулирования в электроэнергетике в стране уделяется огромное внимание. Однако принимаемые документы и решения не дают ожидаемых результатов. По мнению председателя комитета Государственной Думы по энергетике Павла Завального, это объясняется тем, что в существующей модели тарифообразования обозначенные проблемы не могут быть решены. Необходима принципиально новая тарифная модель, адекватная возможностям и потребностям страны.

Не имея адекватной цены на электричество, невозможно в полной мере исполнить задачи II этапа.

Эту мысль поддерживает генеральный директор Института проблем энергетики, д.т.н. Булат Нигматулин. Высокие цены на электричество и тепло убивают экономический рост, подчёркивает он. 

На заседании комиссии при Президенте РФ по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности 27 августа 2018 года Владимир Путин дал поручение ограничить рост цен на электроэнергию не выше инфляции. Однако оно не выполняется. Рост цен на электричество в последние годы превышает уровень инфляции на 3 %, что объясняется в первую очередь наличием нерыночных надбавок и субсидий на оптовом рынке электроэнергии (из-за этих надбавок генераторы стали массово уходить с рынка, предпочитая ему прямые договоры). Если будут введены новые надбавки, то при любом прогнозе электропотребления в 2024–2026 годах страну ожидает резкий скачок цены на электроэнергию (на пике он превысит 9 %). Но даже без нововведений с 2027 года рост энергоцен будет стабильно превышать инфляцию. Падения стоимости электроэнергии ниже уровня инфляции можно ждать лишь после 2032 года, считают эксперты.

Трудный путь к цели

Смыслом существования топливно-энергетического комплекса является обеспечение энергетической безопасности страны и содействие достижению национальных целей развития. Исходя из этого формируются цели и задачи для энергетических отраслей.

Стратегической целью электроэнергетики является максимальное обеспечение социально-экономического роста страны.

Для её достижения потребуется модернизационный рывок, позволяющий перейти к более эффективной, гибкой и устойчивой энергетике, «способной адекватно ответить на вызовы и угрозы в своей сфере и преодолеть имеющиеся проблемы».

Готова ли отечественная электроэнергетика к такому рывку? Достаточной ли технической, технологической, научной, интеллектуальной, инфраструктурной базой мы обладаем?

За последние 10 лет в электроэнергетической отрасли достигнуты определённые успехи: в целом выросло производство и потребление электрической энергии (соответственно на 5,3 и на 5,4 %), на 11 % увеличилась установленная мощность электростанций. Введены в работу и реконструированы около 300 линий электропередачи напряжением 220 кВ и выше, в том числе в восточной части страны, что крайне важно для промышленного освоения данной территории.

Функционирует оптовый рынок электроэнергии. С 2019 года конкурентный отбор мощности здесь проводится на шесть лет вперёд, что позволяет участникам ОРЭМ прогнозировать финансовые потоки в долгосрочной перспективе. Проведение долгосрочных конкурентных отборов мощности обеспечивает оптимизацию операционных и инвестиционных затрат в отрасли, стимулирует генерирующие организации выводить неэффективное генерирующее оборудование из эксплуатации. 

С 2019 года введён новый механизм обновления и модернизации существующих тепловых электростанций на период до 2031 года. 

Более 65 % электроэнергии в России вырабатывается на тепловых электростанциях, большинство из которых морально и физически устарели.

Принятая в стране программа модернизации ТЭС стоимостью 1,3 трлн руб. рассчитана на 10 лет. За этот период планируется модернизировать 40 ГВт мощностей. Одним из требований программы является разработка и использование в проектах модернизации современного отечественного оборудования и инновационных решений.

В 2020 году состоялись первые отборы на модернизацию. К сожалению, анализ результатов показал, что инвесторы нацелены не на модернизацию, а на капитальные ремонты электростанций. Это значит, что об инновациях и технологическом обновлении можно забыть на ближайшие 40 лет. Тем самым заранее закладывается база под технологическое отставание отечественной традиционной энергетики от мировой. Это – наглядный пример того, как игнорируются ключевые положения Энергетической стратегии в ходе реализации.

Опыт первых отборов заставил организаторов КОМмод ужесточить требования к проектам модернизации. Кроме того, очередное проведение отборов, назначенное на декабрь с.г., дополнено отбором проектов по установке отечественных инновационных газовых турбин объёмом 2 ГВт в 2026–2028 годах. До этого на протяжении многих лет мы использовали исключительно импортное оборудование.

Усложнится и получение особого статуса для новых ТЭС. Речь идёт о тех электростанциях, которые не попали в список ДПМ, но претендуют на повышенный тариф. В 2026 году на особый статус нацелены шесть новых ТЭС общей мощностью 800 МВт, что обойдётся рынку как минимум в 6 млрд руб. «НП Совет рынка» настаивает на урегулировании темы «особого статуса» и предлагает ограничить мощности ТЭС, претендующих на его получение.

Модернизационный «рывок», обозначенный в Энергостратегии до 2035 г., структурная диверсификация подразумевают также развитие возобновляемой энергетики. В последние годы весь мир двинулся в сторону активного развития ВИЭ. Россия, чтобы не отстать от общемировых тенденций, тоже стала развивать нетрадиционную энергетику. Это отражено в ЭС-2035. Разработчики исходили из того, что до 2040 года в мировом топливно-энергетическом балансе будет превалировать традиционная энергетика, в то же время доля ВИЭ к этому времени вырастет до 30 %. Таким образом, углеродная энергетика всё активнее будет дополняться неуглеродной.

Сейчас по всему миру вводятся гигаватты ветряных и солнечных мощностей, развивается ВИЭ-индустрия. Чтобы не отстать от мировых тенденций технологического развития, Россия создаёт свою индустриальную базу ВИЭ, строит ветро- и солнечные парки. В состоянии пролонгации находится программа поддержки ВИЭ. Сейчас вокруг неё «ломаются копья», поскольку, ужесточив требования к участникам ВИЭ-индустрии, Минэкономразвития предложило сократить Программу до 200 млрд рублей, против чего выступает Министерство энергетики РФ. Но суть состоит в том, что программа поддержки ВИЭ, рассчитанная до 2035 года, действительно очень дорогая. Но главное даже не в этом, а в том, что большая часть средств, вложенных в развитие ВИЭ, идёт не на развитие, а на обслуживание банковских кредитов.

Возобновляемая энергетика в богатой традиционными энергоресурсами России по определению не может играть значимую роль. Даже установка западных стран (в первую очередь Евросоюза) на декарбонизацию энергетики за счёт внедрения ВИЭ и угрозы штрафов за невыполнение требований, ничего не изменит. 

По оценке заместителя начальника Департамента по ТЭК и ЖКХ Аналитического центра при Правительстве РФ Ирины Поминовой, цель в 4,5 % ВИЭ в энергобалансе страны к 2024 году, установленная правительством в 2009 году, достигнута не будет. Доля ВИЭ не превысит 1 %. К 2030 г. она может дойти до 5 %.

Представители сектора ВИЭ сами признают, что возможности возобновляемой энергетики в нашей стране весьма ограничены. Это не значит, что от неё следует отказаться. Это значит, что ВИЭ-установки должны размещаться там, где без них не обойтись – в изолированных энергорайонах и на удалённых территориях. 

Тем не менее, развитие ВИЭ дало стимул к развитию новых технологий в стране, построена сеть заводов по производству оборудования и компонентов для ВИЭ-установок. Благодаря развитию возобновляемой энергетики, прорабатываются схемы подключения к централизованной сети, создаётся новый уровень энергетической инфраструктуры, воспитывается качественно новый потребитель энергии.

Несколько отличий

По оценкам экспертов, Энергетическая стратегия до 2035 года не является стратегией прорыва. Она ближе к инерционному пути развития энергетики, хотя учитывает происходящие в энергетическом мире изменения и трансформации. Однако напомним, что документ корректируется не реже одного раза в пять лет, и вполне возможно, что на следующем этапе он будет существенно обновлён.

В чём состоят главные отличия ЭС-2035 от энергостратегии до 2030 года?

Во-первых, она ориентирована на сдержанный рост внешнего и внутреннего энергопотребления. К 2035 году, в соответствии с разными сценариями развития, потребление вырастет в 1,18–1,25 раза благодаря росту энергоэффективности и снижению темпов экономического роста. Причём свыше 80 % энергопотребления будет приходиться на централизованное энергоснабжение (это к слову о децентрализации энергетики).

Во-вторых, сделан акцент на экономической доступности поставок энергоносителей на внутренний рынок. Раньше задачи энергетической безопасности и эффективности сводились к обеспечению ресурсной достаточности, резерву мощностей и снижению энергорасточительности. Ориентация на развитие внутреннего рынка и экономии за счёт дешёвой и доступной энергии – одно из главных достижений новой энергостратегии.

В-третьих, чётко обозначена переориентация энергетической политики с ресурсно‐сырьевого к ресурсно-инновационному развитию. В связи с этим во главу угла ставится вопрос не количественного увеличения показателей, а качественного изменения структуры энергопотребления, повышения уровня энергетических услуг, технологического энергосбережения и модернизации, углублённой электрификации, развития нефтегазохимии и других новых отраслей. Достаточно посмотреть на задачи, поставленные в энергостратегии. Так, установленная мощность электростанций в энергосистемах будет увеличена к 2024 году до 254 ГВт, а к 2035 году – до 264 ГВт.

В-четвёртых, меняется назначение топливно-энергетического комплекса в целом и электроэнергетики в частности. Отрасль становится не «локомотивом» российской экономики, а «стимулирующей инфраструктурой», обеспечивающей энергетическую интеграцию всех регионов страны, а также условия для их комплексного развития как в виде территориально‐производственных кластеров, так и более развитой электрификации. Синергетический инфраструктурный эффект будет достигаться за счёт взаимоувязанной инвестиционной, инновационной и институциональной политики в сфере энергетики, а также диверсификации номенклатуры энергоресурсов и направлений российского энергетического экспорта.

Это отражено в графе, касающейся оптимизации пространственного и регионального размещения энергетической инфраструктуры. До 2035 года в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне планируется сформировать нефтегазовые минерально-сырьевые центры и нефтегазохимические комплексы, создать транспортную инфраструктуру для экспорта энергоресурсов в страны АТР. Россия всё больше переориентируется с Запада на Восток и ставит целью стать ведущим игроком на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона.

Развитие восточной части страны может дать рост спроса на электрическую энергию со стороны сферы транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, а также энергоёмких промышленных производств, создаваемых в восточных регионах Российской Федерации и на приграничных территориях соседних государств, в первую очередь государств – членов Евразийского экономического союза, Китайской Народной Республики и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В связи с этим ставятся новые задачи перед разработчиками схем и программ развития электроэнергетики в части повышения их качества. Данные документы должны создаваться на основе выверенных данных, чтобы энергетики могли своевременно обеспечивать текущий и прогнозный спрос на энергию и мощность в конкретных регионах и на конкретные периоды времени.

Более того, в комплекс ключевых мер ЭС-2035, обеспечивающих решение задачи электроэнергетики, введены такие пункты, как совершенствование системы планирования в электроэнергетике и создание института Генерального проектировщика документов перспективного развития электроэнергетики.

Нововведением ЭС-2035 является и появление раздела, посвящённого рискам реализации энергостратегии. В качестве основных факторов риска в электроэнергетике обозначены: диспропорция между заявляемыми характеристиками электропотребления при технологическом присоединении и их последующими фактическими значениями; низкая платёжная дисциплина потребителей на розничном рынке электрической энергии; несовершенство действующей модели отношений и ценообразования в сфере энергоснабжения и теплоснабжения и недостаток конкуренции на рынках электрической энергии и мощности; сохранение перекрёстного субсидирования, снижающее эффективность централизованной системы энергоснабжения; недостаточный уровень автоматизации технологических процессов и повышение уязвимости объектов, связанное с усложнением систем и алгоритмов управления этими объектами.

Акцент на существующие риски можно расценивать как задачу на ближайшую перспективу, без решения которой невозможно двигаться дальше.


Людмила Юдина,
обозреватель журнала «Вести в электроэнергетике»