Энергетика

Мы достигли нефтяного пика?

02.12.2020, 16:45
Просмотров: 94433

Год назад, если бы кто-нибудь в нефтяном бизнесе предположил, что момент пиковой добычи нефти уже прошел, они были бы высмеяны прямо с буровой установки. А потом наступил 2020 год.

Самолеты перестали летать. Офисные работники остались дома. Zoom заменил поездки к родственникам. Год глобального спада привел к самому резкому падению потребления нефти с тех пор, как Генри Форд собрал первую модель T. Мировой спрос упал на ошеломляющие 29 миллионов баррелей в день.

По мере того, как разыгрывалась пандемия, которая случается раз в столетие, британский нефтяной гигант BP Plc в сентябре сделал необычное заявление: жажда человечества к нефти, возможно, никогда больше не вернется к прежнему уровню. Таким образом, 2019 год станет высшей точкой в ​​истории нефти.

Не только BP била тревогу. Прогнозы по пиковой нефти начали появляться повсюду. Даже ОПЕК, неизменно настроенный оптимистичный картель крупнейших экспортеров нефти, внезапно признал, что конец близок, хотя до этого еще оставалось два десятилетия. Взятые вместе, эти прогнозы отражают зарождающееся мнение о том, что падение спроса на нефть в этом году — это не просто очередное событие обвала и роста, которое наблюдалось на протяжении всей истории. Covid-19 ускорил долгосрочные тенденции, которые трансформируют то, откуда берется наша энергия. Некоторые из этих изменений будут постоянными.

Часто бывает трудно распознать изменения в поведении размером с цивилизацию, пока они не произошли. До пандемии ни один из главных прогнозистов нефти не видел неминуемого пика спроса. Дебаты не закончатся сейчас, особенно с признаками того, что пандемия ослабнет в 2021 году. Но если мы оглянемся назад и ясно увидим нефтяной пик в прошлом, то то, что последует дальше, будет доказательством того, как энергетическое будущее подкралось к нам.

Пик, которого никто не видел

Энергетические аналитики обычно представляют несколько сценариев. Разрыв между каждым прогнозом сводится к различным предположениям о политике правительства, экономических условиях и потребительских предпочтениях в отношении таких вещей, как новые электромобили и солнечные батареи. Сценарий «бизнес как обычно» предполагает незначительное влияние изменений в политике или новых технологий.

Большинство аналитиков предсказывали снижение спроса на нефть только в рамках невероятно «зеленых» сценариев, которые могли быть достигнуты только при гораздо более сильной глобальной климатической политике. Уникальность прогноза BP на 2020 год заключалась в том, что пиковая добыча нефти теперь ускользнула от обычного базового уровня. Если технологии и правила загрязнения улучшатся, падение спроса будет еще более быстрым.

 

Перспектива пика в 2019 году была в значительной степени упущена из виду, когда BP опубликовала свой высоко оцененный энергетический прогноз в сентябре. Точно определить это было еще труднее из-за того, что компания еще не включила последние реальные энергетические данные за 2019 год.

Приведенная выше диаграмма обновляет прогноз с учетом собственных нефтяных показателей BP за прошлый год. В ней также представлены оценки, основанные на расчетах BP в экзаджоулях—более точном измерении потребления энергии, чем показатель баррелей в день. Без этих изменений сценарий BP предполагал, что спрос на нефть может выйти на плато в течение следующего десятилетия, прежде чем снизиться раз и навсегда. 

Революция в учете нефти

Только время покажет, наступил ли пик спроса на нефть уже или не наступит до 2040 года. Эта неизбежная неопределенность менее важна, чем новообретенное соглашение о том, что наступил поворотный момент.

Список энергетических аналитиков, которые сейчас предвидят пик спроса на нефть, продолжает расти. В нее входят Норвежская государственная нефтяная компания Equinor (пик приходится на 2027-28 годы), норвежский исследователь энергетики Rystad Energy (2028 год), французская нефтяная компания Total SA (2030 год), консалтинговая компания McKinsey (2033 год), исследовательская группа чистой энергетики BloombergNEF (2035 год) и советники энергетической отрасли Wood Mackenzie (2035 год). Страны-экспортеры ОПЕК поставили пик в 2040 году, признавая, что ее новый прогноз все еще может оказаться слишком оптимистичным для нефти.

 

Заметным исключением являются Международное энергетическое агентство, которое считает, что спрос «стабилизируется» и пока не достиг пика, и американское Агентство энергетической информации. Оба этих учреждения консультируют правительства по вопросам политики.

Фатих Бироль, возглавляющий МЭА, заявил, что спрос на нефть может снизиться только при усилении государственной политики в области продвижения электромобилей и регулирования нефтехимии. Даже несмотря на то, что пик не гарантирован, он считает, что «стоимость нефти падает», и нефтезависимые экономики «должны подготовиться, пока не стало слишком поздно».

Год, который длится целое поколение

Цены на нефть выросли в ноябре этого года, чему способствовали позитивные данные по испытаниям вакцины против коронавируса и восстановление спроса в Азии. Чем скорее будет внедрена эффективная вакцина, тем скорее мир сможет вернуться к нормальной жизни. Но как это будет выглядеть?

«Мы не вернемся к прежней экономике», — предупреждал в середине ноября председатель Федеральной Резервной Системы США Джером Пауэлл. — «Мы восстанавливаемся, но уже в другой экономике».

Эта новая экономика означает, что люди будут продолжать больше работать из дома и меньше путешествовать. Примерно две трети влияния Covid на спрос на нефть будет зависеть от неудач в мировой экономике, по оценкам BP, и одна треть — от постоянных изменений в поведении.

 

Разрыв между прогнозами BP о снижении спроса и более оптимистичными прогнозами ОПЕК и МЭА не может быть объяснен экономическими перспективами или удаленной работой. Вместо этого он сводится к различным показаниям еще одной смены, отчетливо видимой в этом году: водители переходят на автомобили и грузовики с батарейным питанием. Транспорт поглощает более половины мировой нефти. Прогнозы для электромобилей в конечном итоге формируют перспективы для нефти.

Электромобили не тормозили из-за Covid

За первые девять месяцев 2020 года продажи автомобилей резко упали. Пострадали все крупные автопроизводители, за исключением Tesla. Электрический автопроизводитель продал больше автомобилей, чем когда-либо прежде. Даже когда остальная экономика замерла, у Tesla был самый длинный отрезок прибыльных кварталов и закончился год включением в фондовый индекс S&P 500.

Более пристальный взгляд на данные показывает, что это была не просто история Tesla. Электромобили вообще умудрялись процветать даже тогда, когда продажи традиционных автомобилей падали. И Volkswagen,и Daimler продемонстрировали рекордное снижение общего объема продаж, хотя продажи в их подразделениях EV удвоились.

 

Для сторонников электромобилей 2020 год был проверкой. Это могло обернуться катастрофой. Некоторые из самых важных моделей EV на сегодняшний день были запущены прямо в середине пандемии, включая спортивный внедорожник Tesla Model Y в феврале и хэтчбек VW ID.3 в сентябре. Если бы потребители отвергли их, это могло бы отбросить инвестиции EV на годы. Но они этого не сделали.

В то время, когда мир перевернулся с ног на голову, продажи электромобилей бросили вызов гравитации.

Автомобили, работающие на ископаемом топливе, не вернутся

Во время карантина 2020 года городское небо очистилось от загрязнения. Продажи велосипедов взлетели. Этанол, предназначенный для использования в качестве добавки к бензину, вместо этого превратился в дезинфицирующее средство для рук. Во многих местах нестабильная экономика не была причиной отмены экологических норм — это стало поводом для удвоения.

Разделение состояний двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и электрических трансмиссий было впервые замечено в 2018 году, когда электромобили противостояли тенденции к снижению продаж автомобилей. Некоторые аналитики начали задаваться вопросом, могут ли автомобили на ископаемом топливе никогда не вернуться к уровню продаж 2017 года. Тогда идея пика была всего лишь теорией. Пандемия сделала это реальным.

 

Чтобы пиковая нефть сохранилась, потребуется постепенно вытеснять более одного миллиарда автомобилей в мире. Это также означает, что аккумуляторы должны будут проявить себя на новых сложных рынках, таких как грузовые автомобили, на долю которых приходится более 15% потребления нефти, и потребляющие газ пикапы, которые в 2020 году впервые превзошли продажи автомобилей в США.

Аккумуляторы для всего в дороге

Автопроизводители работают над 35 новыми полностью электрическими автомобилями, которые будут выпущены в следующем году, согласно подсчетам BNEF. В 2020 году Tesla открыла завод в Остине, штат Техас, по производству пикапов и больших буровых установок. Хорошо финансируемые стартапы EV Rivian и Lucid Motors внесли последние штрихи в свои автомобили make-or-break. Volkswagen продал первые автомобили на своей новой модульной платформе, которая легла в основу десятков будущих электрических моделей. Китайские автопроизводители готовились к дебютам на новых западных рынках: BYD Tang EV600, Geely Polestar 2, Xpeng P7.

Аккумуляторные автомобили достигли рубежа ценового паритета

Аккумуляторы — это технология, а не топливо, а значит, чем больше их производят, тем дешевле их производить. На самом деле, каждый раз, когда мировые поставки батарей удваиваются, их стоимость падает примерно на 18%, согласно данным, отслеживаемым BNEF. Исторически сложилось так, что EV были более дорогими для сборки, чем бензиновые автомобили. Это меняется.

В прошлом году первые компании достигли Священного Грааля в батарейных блоках: по цене 100 долларов за киловатт-час. Именно этот момент, по мнению аналитиков, уже давно приведет стоимость строительства электромобилей в соответствие с аналогичными бензиновыми автомобилями. После этого EV только подешевеют.

Volkswagen, крупнейший автопроизводитель по количеству проданных автомобилей, подтвердил, что его батареи достигли порога в 100 долларов для седана ID.3 2020 года и будущего компактного внедорожника ID.4. Китайская компания CATL, крупнейший в мире поставщик аккумуляторов, также потребовала 100 долларов США по производству аккумуляторов, заключая сделки в автомобильной промышленности.

 

Чтобы не отставать, в сентябре Tesla провела тщательно продуманное мероприятие «День батареи». Зрители наблюдали с парковки, полной Tesla, как генеральный директор Илон Маск продемонстрировал планы по производству аккумуляторных батарей, впервые для любого автопроизводителя, и сократить расходы на батареи на 56% к 2023 году. Даже если оценки Маска на несколько лет слишком оптимистичны — а они иногда бывают — это все равно поставит Tesla на годы впереди основных отраслевых прогнозов.

Массовый рынок EV стал возможен только с падением цен на аккумуляторы. То, что последует дальше, может быть благоприятным циклом снижения стоимости. По мере того как цены на батареи улучшаются, клиенты будут покупать больше электромобилей, что сделает цены на батареи еще дешевле.

Электрический толчок Европы

Европа забрала у Китая корону электромобилей. В этом году жесткие новые правила ЕС по топливной эффективности вступили в силу как раз перед тем, как это сделал вирус. Потребители откликнулись. Доля рынка EV по всей Европе взлетела до 11% всех новых автомобилей в третьем квартале, почти удвоив уровень внедрения в Китае.

В соответствии с новыми европейскими правилами топливной эффективности компании, которые не могут сократить свои выбросы, должны платить большие штрафы или же платить компании с более чистыми автомобилями, чтобы объединить выбросы и избежать сборов. Этот вариант был благом для Tesla, создав поток доходов, достаточный для оплаты его первого европейского завода. Tesla проложила себе дорогу в Берлин во время пандемии и начнет производить там автомобили в следующем году.

Тем временем в Китае пандемия дала неожиданный толчок развитию электромобилей. В рамках пандемического стимулирования субсидии EV, срок действия которых истекал в апреле, были продлены до 2022 года. Затем, в сентябре, страна потрясла мир обещанием ликвидировать выбросы углекислого газа из самой загрязняющей экономики мира к 2060 году. Япония и Южная Корея последовали за ней, пообещав чистый ноль выбросов к 2050 году.

Последней геополитической фигурой, которая встала на место в 2020 году, были США, которые несут ответственность за сжигание одного из каждых пяти баррелей нефти в мире. Президент Трамп вывел США из Парижского соглашения по климату, урезал стандарты эффективности транспортных средств и разрешил прекратить действие субсидий на экологически чистую энергию. А потом он проиграл выборы.

Одним из первых шагов избранного президента Джо Байдена впоследствии стало назначение бывшего госсекретаря Джона Керри специальным посланником по климату — новая должность на уровне Кабинета министров. Керри, архитектор Парижского пакта, поклялся присоединиться к нему в первый же день работы новой администрации. Скорее всего, последует толчок к установлению конечной даты выбросов в США на 2050 год и стремление очистить американскую электрическую сеть.

Теперь три крупнейшие мировые державы — США, Китай и Европа — готовы снова надавить на политику, которая ускорит переход от нефти. Вместе они ответственны за сжигание более половины всей мировой нефти.

Переменчивые ветры политики не включены в большинство энергетических прогнозов, говорит Нат Буллард из Bloomberg Nef. Геополитический фон еще больше укрепляет идею о том, что спрос на нефть будет расти и снижаться, а не пробивать новые максимумы. 

«Этот момент, в котором мы находимся, ускорил многие изменения и, что удивительно, сохранил в бухгалтерских книгах большую часть политики в области изменения климата, от которой можно было бы легко отказаться», — говорит Буллард.

Калифорния устанавливает блокпост для бензиновых автомобилей

Существуют политические инструменты, позволяющие отучить мир от машин, работающих на нефти. Один из них — просто запретить их. Десятки городов, штатов, стран и регионов поставили перед собой такие цели, чтобы постепенно отказаться от новых продаж бензиновых автомобилей. В этом году Калифорния присоединилась к этой группе, поставив перед собой цель поэтапного отказа к 2035 году. Если бы Калифорния была страной, она занимала бы более высокое место, чем Россия, среди 10 крупнейших автомобильных рынков мира.

Великобритания также перенесла свою цель на 2035 год, по сравнению с 2040 годом ранее. Премьер-министр Борис Джонсон также потребовал, чтобы любой новый автомобиль, проданный после 2030 года, должен, по крайней мере, иметь гибридную трансмиссию, способную работать на батареях.

 

Большинство этих запретов не закреплено в законах — по крайней мере, с последствиями для мошенников. Вместо этого политики используют их для поддержки амбициозной политики на пути, необходимом для достижения цели. Калифорния успешно использовала аналогичные долгосрочные цели для формирования своей политики в области возобновляемых источников энергии, что делает ее одним из по меньшей мере дюжины штатов США, которые в конечном итоге санкционируют полностью зеленые электрические сети.

Энергетический переход 21 века

В феврале в лондонском отеле новый исполнительный директор BP Бернард Луни произнес свою первую речь с трибуны, украшенной зеленым логотипом «Reimagine BP». Он описал один из самых далеко идущих планов отрасли по сокращению чистых выбросов до нуля за 30 лет. Два месяца спустя Royal Dutch Shell заявила, что она также обнулит выбросы к 2050 году. В мае появилась Total SA, крупнейший производитель нефти во Франции. Испанская Repsol и итальянская Eni сделали свои собственные обещания еще в 2019 году.

В то время как ключевые детали варьировались — и иногда явно отсутствовали — «чистые нулевые выбросы» стали своего рода демаркационной линией, проведенной через нефтяную промышленность. Против старой гвардии выстроились нефтяные компании, которые больше не хотят называться нефтяными компаниями.

Трудно сказать, что повлияло первым. Привело ли изменение перспектив долгосрочного спроса к пересмотру бизнес-стратегий? Или прогнозы по пиковой добыче нефти должны были оправдать новую бизнес-стратегию, рожденную давлением общественности? Возможно, немного того и другого — и для конечного результата это может не иметь значения.

Для инвесторов ясно одно: нефтяное пятно потеряло свой блеск. Exxon, которая была самой ценной компанией в мире еще в 2013 году, была исключена из индекса Dow Jones Industrial Average в этом году. Теперь она борется за то, чтобы оставаться выше рыночной стоимости NextEra Energy Inc., мегапредприятия из Флориды, специализирующегося на ветровой и солнечной энергии, которая ненадолго обогнала ее в октябре.

Акции Tesla в этом году достигли рекордного уровня, превзойдя стоимость следующих пяти автопроизводителей вместе взятых. Фондовые рынки поощряют рост. Достаточно взглянуть на заоблачные цены акций Amazon в те времена, когда онлайн-торговля была новинкой, или на оценку Netflix, когда кабельное телевидение все еще доминировало. Когда речь заходит о будущем спроса на нефть, рынок говорит очень четко.

Термин «пиковая нефть» не всегда относится к спросу. Все началось с предпосылки, что мировые запасы сырой нефти ограничены. В конце концов, как бы ни старались бурильщики, они не смогут вытянуть больше нефти из земли. Начнется транспортный кризис.

Гипотеза пика добычи нефти доминировала в экономическом мышлении на протяжении десятилетий. Но оказалось, что при гидроразрыве пласта, глубоководном бурении и нефтеносных песках нефти гораздо больше, чем мы когда-то думали. Совсем недавно появилась идея пика, основанного на спросе. Нефтяные государства боятся этого, за это молятся экологи.

Причина, по которой так много внимания уделяется пиковой нефти, заключается в том, что она может стать поворотным пунктом от рынка, где нефти мало, к рынку, где есть более дешевая нефть, чем люди знают, что с ней делать. Риск инвестирования в новые поставки нефти возрастает. Инвесторы отступают. Политическая власть ослабевает.

Во многих отношениях Большая нефть уже начала переходить в эпоху избыточного предложения во время нефтяного краха 2014-2016 годов. В годы, предшествовавшие этому кризису, цены на нефть в среднем составляли около 110 долларов за баррель, и большинство прогнозов предполагали аналогичные цены на десятилетия вперед. Затем последовал неожиданный избыток предложения, в результате чего цены упали менее чем до 40 долларов. Стоимость нефтяных активов была списана более чем на 500 миллиардов долларов, свидетельствуют данные, собранные исследовательской компанией Evaluate Energy. Перспективы так и не восстановились.

В первой половине 2020 года, когда спрос на нефть внезапно исчез во время пандемии, промышленность списала новые 170 миллиардов долларов. Для американских компаний это было эквивалентно 18% разведанных запасов. Это деньги, вычеркнутые из бухгалтерских книг, потому что компании больше не верили в ценность своих нефтяных месторождений.

Списания 2020 года приближаются ко второй половине 2015 года, пику последнего кризиса. И это еще не все. Exxon в понедельник зарегистрировала рекордные сборы в размере 20 миллиардов долларов.

Для пяти западных супермейджоров списания в 2020 году уже превзошли прошлый кризис.

Нефтяной аналитик BNEF Дэвид Доэрти считает, что если бы нефтяные компании были сосредоточены только на краткосрочной пандемии, реакция не была бы такой суровой. Эти обвинения больше связаны с ослаблением доверия к долгосрочному пиковому спросу на нефть. 

 

Большинство прогнозов по нефти — по крайней мере, обычные сценарии — предполагают, что даже если спрос на нефть достигнет пика, он будет продолжать играть определяющую роль на энергетических рынках в обозримом будущем. Рынки нефтехимии будут продолжать расти, и авиация и судоходство останутся относительно нетронутыми.

Не стоит быть таким уверенным. То же самое давление рынка распространяется на автомобильный транспорт и на другие отрасли промышленности. Альтернативы нефтехимии находятся в стадии разработки. Небольшие электрические самолеты и гибридные самолеты на большие расстояния выходят из стадии прототипа. Это только вопрос времени, когда танкеры начнут работать на водороде.

Как только технология достигает масштаба и ценового паритета, условия могут резко измениться. Это произошло с углем, который, как ожидалось, будет доминировать в течение десятилетий — до тех пор, пока не появятся более дешевый природный газ и возобновляемые источники энергии. Пик спроса на уголь в США пришелся на 2008 год. Девять лет спустя Peabody Energy, крупнейший в мире производитель угля, обанкротилась.

Солнечный свет — новое топливо

В течение последнего столетия транспортное топливо и производство электроэнергии были почти полностью отдельными отраслями промышленности. Нефть — для транспорта, уголь — для энергетики. Бурильщики против шахтеров, нефтяники против энергетиков. В течение многих лет нефтяная промышленность наблюдала за тем, что происходит с углем, и настаивала на том, что это не произойдет с ними.

Еще в 2015 году генеральный директор ConocoPhillips Райан Лэнс сказал, что потребуется еще 50 лет, чтобы электромобили оказали существенное влияние на спрос на нефть — вероятно, не при его жизни. Таково было широко распространенное мнение всего пять лет назад. Сегодня мало кто в нефтяной промышленности решился бы на такое.

С электрификацией транспорта различие между рынком жидкого топлива и рынком электроэнергии становится размытым. Солнечная энергия в настоящее время является самой дешевой формой новых энергетических мощностей в большинстве стран мира, а это означает, что по мере роста энергетических рынков для удовлетворения нового спроса со стороны EV нефть в значительной степени вытесняется энергией солнца.

Прогнозирование энергетических переходов — это кропотливая работа. На протяжении почти двух десятилетий базовый сценарий Международного энергетического агентства неизменно недооценивал рост солнечной энергетики. Каждый год ожидали, что темпы роста выровняются, и отрасль монтажников солнечных батарей прекратит прием на работу. Каждый год все происходило наоборот. Этот отчет показывает опасности принятия решений о будущем на основе сегодняшней политики и технологий, особенно когда история показывает, что ни то, ни другое не стоит на месте.

В этом году МЭА изменило свой взгляд на солнечную энергию. Во введении к своему мировому энергетическому прогнозу на 2020 год Бироль окрестил солнечную энергию «новым королем электричества». Он писал, что «исходя из сегодняшних параметров политики, она находится на пути к установлению новых рекордов для развертывания каждый год после 2022 года».

Обсуждая свои прогнозы, энергетические аналитики с большим трудом указывают на то, что они не делают предсказаний того, что произойдет, а скорее представляют различные сценарии того, что может произойти. Как часто указывает Бироль, сроки пика добычи нефти полностью зависят от того, что мир будет делать дальше.