Кабель запутался: три предприятия "Инвэнта" – на начальной стадии банкротства

1926
12.08.2019, 12:45

Пока крупнейший акционер отбывает срок, кредиторы рвут его бизнес на части, а Альберт Каримов пытается усадить стороны за круглый стол

«Таткабель», «Инвэнт-Электро» и «Инвэнт», на которых работают 700 человек, вошли в первую банкротную процедуру — наблюдение, другие предприятия холдинга тоже под угрозой. Крупнейший кредитор — Газпромбанк — предъявляет долги трем предприятиям «Инвэнта» на 2,3–2,9 млрд рублей каждому. Холдинг же заявляет, что намерен продолжать производство и ведет переговоры о реструктуризации, а минпромторг РТ подыскивает им заказчиков. Последние новости вокруг непростой ситуации собрал «БИЗНЕС Online».

«Инвэнту» предъявили миллиарды

Банкротное колесо завертелось внутри татарстанской группы компаний «Инвэнт» — электрохолдинга, включающего в себя несколько крупных производств электротехники. Две крупнейшие компании холдинга — ООО «Инвэнт-электро» и ООО «Таткабель», — а также ООО «Инвэнт» (все три предприятия работают в Лаишевском районе Татарстана) в последний месяц вошли в процедуру наблюдения. Другие компании группы также атакованы судебными исками о банкротстве и рискуют присоединиться к «первопроходцам».

Первым «под нож» пошел «Инвэнт-электро»: «застрельщиком» выступил некрупный кредитор, челнинское ООО «УралСибКама», а затем в дело быстро вступили кредиторы со всей страны — из Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловской области, Перми и так далее. Чуть позднее этот список пополнили крупные банки — Газпромбанк, Промсвязьбанк и Связь-Банк, а также налоговая служба по Татарстану. Газпромбанк предъявил «Инвэнт-электро» впечатляющие требования в 2,87 млрд рублей, Связь-Банк — 643 млн рублей, а Промсвязьбанк — в 347 млн рублей. Арбитражный управляющий Игорь Ковалев уже назначил собрание работников предприятия, чтобы выбрать из них одного полномочного представителя. К слову, доли акций «Инвэнт-электро» заложены в Газпромбанке, а значит, в случае конкурсного производства банк легко может стать залоговым кредитором и получить имущество предприятия на приоритетных условиях. Открывать ли конкурсное производство или проводить финансовое оздоровление, суд будет решать на заседании 14 октября.

11 июля наблюдение ввели на «Таткабеле», сроком до 3 декабря. Здесь инициатором банкротства выступил кредитор на 57 млн рублей — АО «ОЦ», а позднее в дело вступил Промсвязьбанк (похоже, с теми же требованиями в 349 млн рублей, которые он ранее предъявлял всем предприятиям группы) и целый ворох более мелких партнеров. 23 июля наблюдение ввели на ООО «Инвэнт», к которому Росбанк предъявил требования в 356 млн рублей: его промежуточные итоги будут подводить 19 ноября. Доли акций «Таткабеля» также заложены в Газпромбанке.

В развитие событий крупнейший кредитор — Газпромбанк — «припечатал» еще живые активы исками на миллиардные суммы. Так, 29 июля арбитраж Татарстана зарегистрировал банкротный иск банка к ООО «Торговый дом „Инвэнт“» на 2,3 млрд рублей и буквально в тот же день — иск к ООО «Таттеплоизоляция» на другую сумму, 2,42 млрд рублей. Последний иск уже назначен к рассмотрению на 26 августа, а Газпромбанк предложил кандидатуру арбитражника — члена СРО «Развитие» Михаила Савина.

Пока открыт и вопрос о банкротстве Уруссинского электромеханического завода.

Альберт Каримов договаривается о давальческой схеме

Сам же «Инвэнт», как и ранее, продолжает многочисленные попытки урегулировать дело миром. «БИЗНЕС Online» запрашивал «Инвэнт» относительно ситуации в «Таткабеле»: предприятие продолжает производственную деятельность и не собирается освобождать от работы персонал, отметили в холдинге за подписью гендиректора группы «Инвэнт» Леонида Резникова. Минпромторг Татарстана сообщил «БИЗНЕС Online», что каждое из трех предприятий, вошедших в процедуру наблюдения, продолжает работу. «Все предприятия группы продолжают свою производственную деятельность, высвобождение производственного персонала на предприятиях не осуществлялось и не планируется», — отмечает пресс-служба минпромторга, вторя заявлению «Инвэнта». Согласно данным базы «Контур.Фокус», в «Инвэнте» работает 131 человек, на «Инвэнт-электро» — 357, на «Таткабеле» — 200.

Все взаимодействия с кредиторами, включая заключение мирового соглашения, теперь идут только в рамках процедуры наблюдения, отмечается в ответе. «Органы управления ГК „Инвэнт“ предпринимают все необходимые действия для урегулирования отношений со всеми кредиторами, а не только с инициатором возбуждения арбитражного дела о банкротстве», — сказано в общем ответе «Инвэнта» и министерства.

В свою очередь, минпромторг Татарстана «старается урегулировать ситуацию, постоянно взаимодействуя с менеджментом группы компаний и основными кредиторами». В мае, к примеру, министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов собирал круглый стол с руководством «Инвэнта», «Интер РАО» и Газпромбанка. «Необходимо через конструктивный диалог всех сторон пройти стадию реструктуризации, чтобы предприятия сохранили функциональность», — отмечал тогда Каримов. Министерство пытается помочь «Инвэнту» и с загрузкой: например, договаривается с крупными энергетическими компаниями о работе по давальческой схеме. А на середину августа в технополис «Инвэнт» в Лаишево планируется привезти «представителей крупных промышленных предприятий энергетического, нефтехимического, машиностроительного комплексов и их подрядчиков», чтобы ознакомить с продукцией и возможностями.

«БИЗНЕС Online» обратился с запросом в «Интер РАО» и Газпромбанк, но на момент публикации ответа не получил.

ДЕЛА Сафаева

Напомним, что финансовые трудности электрохолдинга «Инвэнт» начались незадолго до возбуждения уголовного дела вокруг экс-директора и основного владельца холдинга Эльбека Сафаева. Он был арестован в октябре 2018 года. Первоначально Сафаева обвиняли в посредничестве при передаче взятки, но в конце ноября обвинение переквалифицировали на покушение на мошенничество (ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ). В итоге в начале августа этого года Дорогомиловский районный суд приговорил бизнесмена к 2 годам и 6 месяцам заключения.

Считается, что изначально Сафаев был близок к экс-министру энергетики РТ, гендиректору Сетевой компании Ильшату Фардиеву, но затем от него дистанцировался и попытался развивать бизнес, используя связи в Москве. В ноябре 2016 года 33% компании за 3 млрд рублей купило ПАО «Интер РАО», правление которого возглавляет Борис Ковальчук, сын Юрия Ковальчука, одного из богатейших бизнесменов РФ, а председателем совета директоров «Интер РАО» является глава «Роснефти» Игорь Сечин. В июне 2018 года в группе сменился генеральный директор: вместо Сафаева им стал Леонид Резников. Этим же летом в арбитраж РТ в адрес «Инвэнта» посыпались крупные иски — от Промсвязьбанка и Росбанка — и с тех пор не прекращались.

Один из ключевых активов «Инвэнта» — ООО «Таткабель», выпускающее кабели сверхвысокого напряжения. В 2018 году «Таткабель» получил выручку в 2,2 млрд рублей и чистый убыток в 1,1 млрд рублей. Следующий по выручке лаишевский актив «Инвэнта» — ООО «Инвэнт-Электро», которое производит подстанции и другое электротехническое оборудование. В 2018 году «Инвэнт-электро» получило выручку в 1,1 млрд рублей и чистый убыток в 381,4 млн рублей. Далее идут ООО «Теплоизоляция» (в 2018 году при выручке в 608,8 млн рублей чистый убыток — 131,4 млн) и Уруссинский электромеханический завод (122 млн и минус 27,3 млн соответственно).

Любопытно отметить, что у Сафаева остается спокойно работающим еще один весьма немаленький актив — Уруссинский химический завод, производящий химический реагенты для нефтепромысла. Сафаев владеет 100% акций завода, в 2017 году, по данным ФНС, доходы завода составили 759,9 млн рублей, а расходы — 725,3 миллиона.

Елена Иванова, Любовь Шебалова

БИЗНЕС Online