Энергетика

Бесценная энергия Победы. По страницам истории двух столиц

30.04.2013, 14:10
Просмотров: 10925
энергетика
история

ОБОРОНЯЯ ЭНЕРГЕТИКУ МОСКВЫ

Строительство электрозаграждений вокруг столицы


Когда дивизии врага, преодолев сопротивление, устремились к Москве, специалисты Военно-инженерного института и Наркомата электростанций получили задание построить и ввести в действие высоковольтные оборонительные сооружения на подступах к городу. Командование Западного фронта сформировало 8-й отдельный инженерно-строительный батальон при Управлении спецработ (УСРЗФ).

Уже к октябрю 1941 года задача была выполнена: на 300 км протянулось построенное батальоном электрифицированное высоковольтное полукольцо от Домодедово до Ленинградского шоссе через Подольский, Краснопахорский, Нарофоминский, Кунцевский, Красногорский и Химкинский районы Московской области. Также было построено свыше 30 подземных подстанций блиндажного типа мощностью в 6-10 кВт. Они получали напряжение от высоковольтной сети Мосэнерго и питали оголенные провода, подвешенные на изоляторах.

 Строители Красногорского участка высоковольтных электрозаграждений в 1941 году.

Специальная диспетчерская служба Управления заградительных сооружений была связана с диспетчерским пунктом Мосэнерго, организованным в одном из служебных помещений станции метро «Площадь Свердлова» (сейчас – «Театральная»).

Из воспоминаний М.Ф. Иоффе, начальника Управления специальными работами Западного фронта, генерал-лейтенанта в отставке:

«Немецкие войска на подмосковных рубежах нигде не преодолели электрозаграждения. Попытка пехоты противника прорваться в районе деревни Козино (у Волоколамского шоссе) привела к тому, что несколько десятков гитлеровцев были смертельно поражены электрическим током. Это снизило темпы продвижения немецкого войска».

 

К октябрю 1941 года вокруг Москвы протянулась сеть электрифицированных заграждений, построенная с участием специалистов Мосэнерго. Питание подавалось от электростанций Московской энергосистемы.

Помимо стационарных электрозаграждений при обороне Москвы применялись электризованные сети, которые питались от специальных передвижных электростанций. Очень эффективными оказались и электроуправляемые противотанковые и противопехотные минные поля.

Опыт использования мощных высоковольтных заграждений в сочетании со взрывными устройствами, управляемыми по радио, в дальнейшем с успехом применялся в ходе Великой Отечественной войны – в битве за Сталинград, на Курской дуге, в других военных операциях.

Позднее УСРЗФ было преобразовано в 33-ю Инженерную бригаду специального назначения, значительную часть которой составляли работники Мосэнерго. Она участвовала в военных действиях до победного конца, освобождала Европу и дошла до Берлина.

Враг у ворот Москвы

В конце сентября 1941 года вражеское кольцо вокруг Москвы начало сужаться. Немецко-фашистские войска нанесли ряд сокрушительных ударов по оборонительным позициям, и дорога на Москву была открыта.

Мосэнерго получило задание Наркомата электростанций готовиться к демонтажу и эвакуации энергетического оборудования.

В сентябре демонтировали котлы и турбины второй очереди Каширской ГРЭС, эвакуировалось и оборудование московских ТЭЦ.

8 октября Государственным комитетом по обороне (ГКО) принято решение – при неблагоприятном развитии ситуации Москву придется оставить. В этот же день появилось распоряжение за подписью И.В. Сталина о необходимости составить списки предприятий, которые нужно заминировать и взорвать в случае, если в город войдут немецкие войска. В этот список были внесены все предприятия Мосэнерго.

15 октября было решено эвакуировать на восток большую часть правительственных учреждений и предприятий столицы. За один месяц эвакуировали 500 фабрик и заводов Москвы и области. Поэтому вначале даже та половина мощностей Мосэнерго, что оставалась в работе на электростанциях, не была загружена полностью. В опустевших помещениях заводов и фабрик были оборудованы ремонтные мастерские, цеха по изготовлению оборудования, снаряжения. К ноябрю 1941 года потребность в электроэнергии превысила возможности оставшихся в работе машин.

Во время войны в мастерских Московской кабельной сети, Шатурской ГРЭС, ГЭС-1 им. П.Г. Смидовича производили снаряды для знаменитых «Катюш», а в помещениях ТЭЦ на Бережковской набережной ремонтировали танки.

Положение дел в Москве становилось все более драматичным. В те дни уже не работало метро, были закрыты многие продуктовые магазины.

Электротранспорт в осажденной Москве использовался для транспортировки грузов.

Электростанции на голодном пайке

Осенью 1941 года главной заботой московских энергетиков стал топливный вопрос. В то время энергосистема работала в основном на донбасском угле. Но в Донбассе шли ожесточенные бои, и украинский уголь был недосягаем. Котлы московских электростанций спешно переводили на подмосковный уголь. Но доставить его в пункт назначения было делом нелегким: железную дорогу постоянно бомбили немецкие самолеты. Кроме того, вражеские налеты серьезно повредили сетевое хозяйство – многие шахты были обесточены, что снизило производство топлива.

Машинный зал Каширской ГРЭС в 1941 году. Бои идут недалеко от станции.

Выручали торфяные электростанции – Шатурская ГРЭС, а также ГРЭС им. Р.Э. Классона, но их мощностей катастрофически не хватало.

В Мосэнерго возлагали особые надежды на строящуюся Рыбинскую ГЭС, работы по возведению которой столичные энергетики начали еще до войны. Агрегаты Рыбинской ГЭС монтировали в недостроенном здании, а чтобы защитить их от дождя и снега, над ними раскинули брезентовый шатер.

Агрегат Рыбинской ГРЭС.

18 ноября был пущен первый гидрогенератор мощностью 55 тыс. кВт. Под бомбежками и обстрелами с воздуха сетевики смонтировали переход через Волгу линии электропередачи напряжением 220 кВ.

Осажденный город

Московские энергетики снабжали электричеством не только столицу, но и близлежащие города, в том числе Тулу – город оружейников. Между тем уже осенью 1941 года территория, по которой проходила линия электропередачи Шатура–Тула, была занята немецкими войсками. Для Тулы эта линия имела стратегическое значение: она не только обеспечивала подачу электроэнергии в город, по ней с помощью высокочастотной аппаратуры осуществлялась прямая телефонная связь городского комитета обороны и военного командования со Ставкой и штабом Западного фронта.

Баррикады на улицах Тулы.

26 ноября Тула погрузилась во мрак: ЛЭП Шатура–Тула была разрушена. Тогда мастер по электросетям тульского отделения Мосэнерго Климентий Семенихин собрал группу добровольцев и предложил им перейти линию фронта, чтобы восстановить ЛЭП.

Следующей же ночью группа ремонтников во главе с Семенихиным проникла на занятую врагом территорию. Оказалось, что линия повреждена на протяжении 7 километров. Группа Семенихина работала всю ночь и весь следующий день: выправляла перекошенные опоры, соединяла разорванные провода. К вечеру ЛЭП была полностью восстановлена.

Не раз энергетикам приходилось восстанавливать ЛЭП за линией фронта на оккупированных фашистами территориях.

Они отстояли Москву

Каширская ГРЭС наравне с другими энергетическими объектами была включена в список станций, которые необходимо было заминировать и взорвать в случае, если немецкие войска попытаются ее захватить. Когда линия фронта подошла практически к самой станции, ее директор Аркадий Тараканов должен был выполнить инструкцию – вывести людей и взорвать ГРЭС. Но он на свой страх и риск принял решение не делать этого. Подобный поступок был чреват военным трибуналом для директора станции. Но ему повезло – сам Сталин позвонил в Каширский горком и приказал ГРЭС не взрывать: «Каширу будем отстаивать любой ценой…» Вскоре подошедшие кавалеристы под командованием генерала Павла Белова отбросили врага от осажденной электростанции.

6 декабря в ежедневной радиосводке «От Советского Информбюро» прозвучал ликующий голос диктора Ю.Б. Левитана: «6 декабря 1941 года войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его ударных фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся громадные потери!».

Бои на московском направлении завершились 20 апреля 1942 года. В ходе зимнего контрнаступления Красная Армия отбросила врага далеко от столицы, в ряде мест до 250 км. От противника было освобождено более 11 тысяч населенных пунктов, в том числе свыше 60 городов.

Восстановление энергетической системы Москвы

В период Великой Отечественной войны, когда поступление донецкого угля в Центральный район было отрезано, московские ТЭЦ были переведены на подмосковный уголь. В декабре 1941 года энергетики начали восстанавливать угольные шахты Подмосковного бассейна. В Сталиногорск и другие шахтерские центры прибыли сетевики Мосэнерго приводить в рабочее состояние ЛЭП и подстанции. Уже в январе 1942 года составы с подмосковным углем по восстановленному железнодорожному пути пошли в Москву.

В этот же период на электростанции Мосэнерго начала поступать нефть из Башкирии и Татарии. По своему химическому составу она отличалась от бакинской – в ней было больше серы, и по консистенции она была более вязкой. Именно по этой причине изготовленный из нее мазут, хранившийся в цистернах на нефтебазе в Ленинской слободе, в первые же холода стал застывать. Чтобы сделать мазут пригодным для транспортировки, его приходилось нагревать теплом от котельной, которая находилась поблизости. Зима выдалась холодной, поэтому приняли решение доставлять топливо в столицу по Москве-реке – точно так, как это делалось до революции.

Но, несмотря на все сложности, энергетики Москвы с той же самоотверженностью, с какой они обороняли город, вели восстановление разрушенной энергосистемы. Уже к концу 1942 года мощность электростанций Мосэнерго составила 84% от довоенного уровня. В спешном порядке были полностью восстановлены Каширская и Шатурская ГРЭС. А в Москве между подстанциями «Черкизово» и «Измайлово» введен в эксплуатацию первый отечественный кабель на 110 кв. За год было восстановлено и пущено в эксплуатацию 12 турбо- и гидрогенераторов суммарной мощностью 341 тыс. кВт и 17 котлов суммарной паропроизводительностью 1620 т/ч.

Восстановлением поврежденных энергообъектов в Москве вместе с энергетиками занимались и бойцы 4-го аварийно-восстановительного полка.

Начало восстановления ТЭЦ-6.

В 1943 году началось возвращение в Москву из эвакуации энергетического оборудования, которое тут же монтировалось на столичных станциях. Но одновременно рос и спрос на электроэнергию – в город из эвакуации возвращались жители, выходили на довоенный уровень работы промышленные предприятия.

К концу войны мощность станций системы достигла почти довоенной, а сетевое хозяйство даже превзошло довоенный уровень», – писал в 1947 году в журнале «Электрические станции» управляющий Мосэнерго М.Я. Уфаев.

Преодолевая трудности, московские энергетики в 1941–1945 гг. надежно обеспечивали энергией не только оборонные и фронтовые объекты, но и столицу, возводили электрооборонительные сооружения на пути врага, оказывали помощь сельским жителям в ремонте техники и инвентаря, отправлялись в командировки на восстановление электростанций, подмосковного угольного бассейна, шефствовали над госпиталями, детскими домами, ремесленными училищами. Так коллективы предприятий и организаций «Мосэнерго», проникнутые чувством истинного патриотизма и любви к Родине, выполняя призыв «всё для фронта, всё для победы», успешно решили задачу обеспечения электроснабжением столицы и оборонной промышленности Московской и Тульской областей.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА

8 сентября 1941 года, заняв г. Шлиссельбург, гитлеровские войска завершили окружение Ленинграда – кольцо блокады замкнулось. Все гидроэлектростанции и Дубровская ГРЭС были отрезаны. Прервалась передача электроэнергии с Волховской ГЭС, основное оборудование которой в октябре 1941 года было демонтировано и вывезено на Урал и в Среднюю Азию. На станции остались в работе два вспомогательных гидроагрегата по 1000 кВт, работавшие для железнодорожного узла Волховстрой и воинских частей. Станция была заминирована, подготовлена к взрыву и затоплению.

Подвоз топлива к городским станциям прекратился. Часть оборудования была демонтирована и отправлена в тыл для энергоснабжения эвакуированных предприятий. Многие энергетики ушли на фронт, а оставшиеся – в условиях голода и холода, продолжали работать, обеспечивая выработку возможного количества электроэнергии.

Энергоснабжение блокадного Ленинграда

Осенью 1941 г. городские электростанции почти в полтора раза увеличили выработку электроэнергии, обеспечивая работу оборонных предприятий города для нужд Ленинградского и Московского фронтов. Были израсходованы небольшие запасы топлива, имеющиеся в городе. Поэтому уже в декабре производство электро- и теплоэнергии резко снизилось, что привело к жесткому лимитированию их потребления для всех потребителей.

Непрерывные бомбежки и артиллерийские обстрелы, голод и холод делали работу и жизнь в городе невыносимо трудной. Работники электростанций собирали остатки топлива с эвакуированных или бездействовавших предприятий, разбирали деревянные дома. Остановилось движение электротранспорта, прекратились подача воды, освещение домов и улиц. 25 января 1942 года – самый тяжелый день энергетики Ленинграда: во всей энергетической системе работала только ГЭС-1, неся нагрузку всего в 3000 кВт. Топлива оставалось на несколько дней. Электроэнергию получали только хлебозавод, госпиталь и Смольный.

 За все годы работы предприятия трамвайное сообщение в городе на Неве было приостановлено всего один раз. В декабре 1941 года прекратилась подача электроэнергии и трамваи встали. Но уже в марте пошел первый грузовой состав, а на 15 апреля 1942-го был назначен пуск пассажирского трамвая. Блокадный трамвай навсегда останется в памяти петербуржцев как символ самоотверженности и героизма защитников осажденного города на Неве.

Зимой 1941-1942 гг. котел № 3 электростанции «Красный Октябрь» (ныне ТЭЦ-5) был переделан под сжигание фрезерного торфа, который имелся на торфопредприятиях Всеволожского района. Работа по реконструкции велась под руководством директора станции Абрама Михайловича Маринова и начальника котельного цеха Иосифа Петровича Александрова, наладку котла с топкой Т.Ф.Макарьева провел инженер энерголаборатории Сергей Степанович Зайцев. Пуск этого котла дал возможность повысить нагрузку электростанции до 21-22 тыс.кВт из 23-24 тыс.кВт, вырабатываемых системой. 31 марта 1942 года началось движение.

Прорыв энергетической блокады Ленинграда: «кабель жизни»

В декабре 1941 г. по предложению А.Н.Косыгина – уполномоченного Государственного Комитета Обороны (ГОКО) в Ленинграде было принято решение Военного Совета Ленинградского фронта и ГОКО о восстановлении Волховской ГЭС с целью осуществления передачи электроэнергии со станции в осажденный город.

В феврале 1942 г. в Волхов прибыли эшелоны с оборудованием станции с Урала и из Средней Азии, а 30 апреля – был пущен в эксплуатацию первый гидроагрегат. В сложных условиях на заводе «Севкабель», находящемся под артобстрелом врага, где работали, в основном женщины и дети, начались работы по изготовлению кабеля, названного «кабелем жизни». Более 100 км подводного кабеля марки СКС сечением 3х120 мм было изготовлено к началу августа 1942 г.

Наконец, 23 cентября 1942 г. в обход линии фронта по воздушным линиям 60 кВ и кабелю 10 кВ, проложенному по дну Ладожского озера, энергия частично восстановленной Волховской ГЭС стала поступать в осажденный город.

Энергетическая блокада Ленинграда была прорвана. Теперь семья из трех человек могла на 2 часа в день включать лампочку мощностью в 40 Ватт. В условиях блокады это событие было огромной победой энергетиков, невероятным чудом для ленинградцев.

Вспоминает Олег Шаров – ветеран ОАО «Ленэнерго» с 63-летним стажем. Будучи студентом ремесленного училища при Ленэнерго, он восстанавливал электроснабжение Ленинграда: «Кабель шел из деревни Кобона. На берегу была подстанция, с линий электропередачи которой переходили специальные зажимы на кабель, который проходил под водой в Кокорево. Это все было рядом с разорванным кольцом, рядом с дорогой жизни. Там спуск к озеру и роща такая, что сверху не нужно было маскировать. Немцы не видели. Но рядом был порт Осиновец, и фашисты бомбили его. Вот здесь на берегу строилась подстанция, ставили трансформатор, чтобы принять и усилить напряжение. Кабель был 6 кВ, а напряжение подавалось 35 кВ, усиленно. Поэтому боялись, чтобы между фазных жил не произошел разрыв и короткое замыкание. А для того, чтобы не было очень сильного напряжения на кабеле, то напряжение 35 кВ дали, а ток немножко уменьшили, чтобы кабель не нагревался. Тут же на берегу мы сделали такой пульт – маленький домик, бревенчатый. Комнатка три на три метра, там всего две релейных панели было. Одна - защита трансформатора, вторая – защита кабеля. Рядом малюсенькая комнатка один на один метр для дежурного. Мы работали весь сентябрь, до тех пор, пока все не было сделано».

Сооружение всех объектов электропередачи Волховская ГЭС – Ленинград (Ладожской), включающей три подстанции, более 200 км воздушных линий, 5 ниток подводного кабеля, было выполнено за 45 дней вместо 56, определенных Военным Советом Ленинградского фронта.

С 23 сентября 1942 г. и до конца 1943 г. Волховская ГЭС передала в Ленинград более 25 млн кВт/ч электроэнергии. Как писал в своих воспоминаниях главный инженер «Ленэнерго» Сергей Васильевич Усов: «Это поставило электроснабжение Ленинграда на твердую основу, позволило включить в сеть большую группу заводов, расширить трамвайное движение и даже дать свет в квартиры героических защитников – жителей Ленинграда 6-7 ноября 1942 г.».

Работники Волховской ГЭС в годы войны

«Ледовая линия»

Для увеличения пропускной способности Ладожской электропередачи и снижения потерь, обеспечения большей надежности и бесперебойной работы, в январе 1943 г. за 12 дней была сооружена непосредственно на льду Ладожского озера «Ледовая линия» 60 кВ протяженностью около 30 км. Строительство велось одновременно со стороны восточного и западного берегов к середине озера. Провод подвешивали к деревянным облегченным опорам, пасынки которых вмораживали в лед. Передача энергии по воздушной линии позволила повысить напряжение до 60 кВ и увеличить передаваемую мощность до 28500 кВт. «Ледовая линия» просуществовала 68 дней и была демонтирована в связи с таянием льда.

«Ледовая линия». Раскладка провода.

В мае 1943 г. была сооружена высоковольтная линия электропередачи 110 кВ Волхов-Ленинград с переходом через Неву на сваях старого железнодорожного моста.

После полного снятия блокады был смонтирован постоянный, так называемый Шлиссельбургский переход, через Неву. Кабель подняли со дна Ладожског озера, пригодный к работе использовали при ремонте городских линий на напряжение 6 кВ – большую часть ладожского кабеля проложили под Невским проспектом.

Восстановление энергетического хозяйства Ленинградской области

После снятия блокады и освобождения Ленинградской области началось восстановление всего энергетического хозяйства "Ленэнерго". Уже 28 сентября 1945 г. были закончены восстановительные и монтажные работы главного гидроагрегата Нижне-Свирской ГЭС, а 31 октября через шлюз прошел первый караван судов.

Еще шли упорные бои на фронтах Великой Отечественной войны, когда было принято решение приступить к восстановлению Дубровской ГРЭС (ГРЭС-8) имени С.М. Кирова. Главное здание электростанции и другие сооружения были сильно повреждены. Все инженерные сооружения – мосты, эстакады и железнодорожные пути – были полностью разрушены.

Все внимание прибывших энергетиков было направлено на быстрейшее восстановление электростанции, работы велись днем и ночью. 1946 года стал первым годом эксплуатации станции после пятилетнего перерыва. "…Энергетики восстановили в короткий срок ГРЭС-8 как памятник героическим защитникам Ленинграда, мужественным воинам, павшим в тяжелых боях на "Невском пятачке" - говорили участники митинга в день пуска станции.

По материалом сайтов : Музей истории Северо-Запада http://energomuseum.ru/history/velikaya_otechestvennaya_voyna/ ,
РАО «ЕЭС России» http://www.rao-ees.ru/ru/pobeda_60/len/60.pdf , и официального сайта Министерства энергетики Российской Федерации http://minenergo.gov.ru/activity/9_may_2012/invaluable_energy/